Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?
3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне».)
4. Образ времени в одном из произведений литературы
5. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя. (На примере одного или двух произведений писателя.)
Пояснение. Комментарии к сочинениям
1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала
Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь — главное лицо, идея народной жизни — служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле — слуги царские могут только надеяться на милость царя. Лермонтову ближе справедливая государственная власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова...
2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?
Странно получается: сто лет назад Салтыков-Щедрин писал свои произведения на злобу дня, беспощадно критикуя явления современной ему действительности; все прочитали, поняли, посмеялись, и... ничего не изменилось. И из года в год, из поколения в поколение все читают строки его книг, прекрасно понимая, что же хотел сказать автор. С каждым новым «витком» истории книги Салтыкова-Щедрина обретают новое звучание, вновь становятся актуальны. В чем же секрет такого чуда?
Может быть, в том, что сатира Салтыкова-Щедрина многообразна по тематике, по жанру (сказки, история в форме летописи, семейный роман), многообразна по использованию «средств осмеяния», богата стилистически. Гротеск проникает и в сказку. Сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны в использовании фольклорных традиций: замены («Жили да были два генерала... по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове...»), фантастические ситуации, сказочные повторы («все дрожал, все дрожал...»), сказочные амплуа (волк, медведь, орел, рыбы). Но традиционные образы получают иное направление, новые свойства и качества. У Салтыкова-Щедрина ворон — «челобитчик», орел — «меценат», заяц не косой, а «самоотверженный»; в использовании таких эпитетов много авторской иронии. Характерным приемом для сказок и для «Истории одного города» является иносказание, мы понимаем, кого автор имеет в виду под своими градоначальниками, или проще — топтыгиными. Частым приемом, используемым в сказках, является гипербола, выполняющая роль своеобразного «увеличительного стекла». Беспощадность и неприспособленность к жизни генералов подчеркивается одной фразой: они свято верили, что булки «в том самом виде родятся, в каком их утром к кофею подают».
3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне».)
В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
4. Образ времени в одном из произведений литературы
Время — это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать» время, ограничиваясь короткой фразой, например, «Прошло три года», а может «останавливать» мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.
У Чингиза Айтматова образ времени — важнейший элемент его художественно-философской концепции. Для анализа можно взять два произведения. «Белый пароход», в котором образ времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяет ощутить глубины народной памяти, и роман «И дольше века длится день», где время — самая главная, ведущая категория — это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время — судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и будущего.
5. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя. (На примере одного или двух произведений писателя.)
Тема может быть раскрыта на примере повести Гоголя «Шинель». Гоголь рассказывает о жизни и смерти «маленького человека». Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, писатель использует такой художественный прием, как гипербола.
Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания рождения героя. Долго мучились, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени, чем Акакий.
Гипербола усиливает гнетущее состояние от описания службы Акакия Акакиевича в департаменте: человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности... он служил с любовью». Башмачкин говорит только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.
Смерть Башмачкина тоже гиперболизирована: умереть от расстройства после потери шинели!
Возможно раскрытие темы на примере других произведений Гоголя: поэмы «Мёртвые души», комедии «Ревизор» и других.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
| Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
| Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
| Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
| Тема не раскрыта | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
| 3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
| Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
| 4. Композиционная цельность и логичность | |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
| В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
| В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
| 5. Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
| Допущены две-три речевые ошибки | 2 |
| Допущены четыре речевые ошибки | 1 |
| Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
| 6. Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| 7. Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| 8. Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| Максимальный балл за сочинение | 18 |
PDF-версии: 