Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — литература
Задания
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Сле­до­ва­ло бы опи­сать кан­це­ляр­ские ком­на­ты, ко­то­ры­ми про­хо­ди­ли наши герои, но автор пи­та­ет силь­ную ро­бость ко всем при­сут­ствен­ным ме­стам. Если и слу­ча­лось ему про­хо­дить их даже в бли­ста­тель­ном и обла­го­ро­жен­ном виде, с ла­ки­ро­ван­ны­ми по­ла­ми и сто­ла­ми, он ста­рал­ся про­бе­жать как можно ско­рее, сми­рен­но опу­стив и по­ту­пив глаза в землю, а по­то­му со­вер­шен­но не знает, как там все бла­го­ден­ству­ет и про­цве­та­ет. Герои наши ви­де­ли много бу­ма­ги, и чер­но­вой и белой, на­кло­нив­ши­е­ся го­ло­вы, ши­ро­кие за­тыл­ки, фраки, сер­ту­ки гу­берн­ско­го по­кроя и даже про­сто какую-то свет­ло-серую курт­ку, от­де­лив­шу­ю­ся весь­ма резко, ко­то­рая, сво­ро­тив го­ло­ву набок и по­ло­жив ее почти на самую бу­ма­гу, вы­пи­сы­ва­ла бойко и за­ма­ши­сто какой-ни­будь про­то­кол об от­тя­га­нье земли или опис­ке име­ния, за­хва­чен­но­го каким-ни­будь мир­ным по­ме­щи­ком, по­кой­но до­жи­ва­ю­щим век свой под судом, на­жив­шим себе и детей и вну­ков под его по­кро­вом, да слы­ша­лись урыв­ка­ми ко­рот­кие вы­ра­же­ния, про­из­но­си­мые хрип­лым го­ло­сом: «Одол­жи­те, Фе­до­сей Фе­до­се­е­вич, дель­це за № 368!»  — «Вы все­гда куда-ни­будь за­тас­ка­е­те проб­ку с ка­зен­ной чер­ниль­ни­цы!» Ино­гда голос более ве­ли­ча­вый, без со­мне­ния од­но­го из на­чаль­ни­ков, раз­да­вал­ся по­ве­ли­тель­но: «На, пе­ре­пи­ши! а не то сни­мут са­по­ги и про­си­дишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от пе­рьев был боль­шой и по­хо­дил на то, как будто бы не­сколь­ко телег с хво­ро­стом про­ез­жа­ли лес, за­ва­лен­ный на чет­верть ар­ши­на ис­сох­ши­ми ли­стья­ми.

Чи­чи­ков и Ма­ни­лов по­до­шли к пер­во­му столу, где си­де­ли два чи­нов­ни­ка еще юных лет, и спро­си­ли:

— Поз­воль­те узнать, где здесь дела по кре­по­стям?

— А что вам нужно?  — ска­за­ли оба чи­нов­ни­ка, обо­ро­тив­шись.

— А мне нужно по­дать прось­бу.

— А вы что ку­пи­ли такое?

— Я бы хотел пре­жде знать, где кре­пост­ной стол, здесь или в дру­гом месте?

— Да ска­жи­те пре­жде, что ку­пи­ли и в какую цену, так мы вам тогда и ска­жем где, а так нель­зя знать.

Чи­чи­ков тот­час уви­дел, что чи­нов­ни­ки были про­сто лю­бо­пыт­ны, по­доб­но всем мо­ло­дым чи­нов­ни­кам, и хо­те­ли при­дать более весу и зна­че­ния себе и своим за­ня­ти­ям.

— По­слу­шай­те, лю­без­ные,  — ска­зал он,  — я очень хо­ро­шо знаю, что все дела по кре­по­стям, в какую бы ни было цену, на­хо­дят­ся в одном месте, а по­то­му прошу вас по­ка­зать нам стол, а если вы не зна­е­те, что у вас де­ла­ет­ся, так мы спро­сим у дру­гих.

Чи­нов­ни­ки на это ни­че­го не от­ве­ча­ли, один из них толь­ко ткнул паль­цем в угол ком­на­ты, где сидел за сто­лом какой-то ста­рик, пе­ре­ме­чав­ший какие-то бу­ма­ги. Чи­чи­ков и Ма­ни­лов про­шли про­меж сто­ла­ми прямо к нему. Ста­рик за­ни­мал­ся очень вни­ма­тель­но.

— Поз­воль­те узнать,  — ска­зал Чи­чи­ков с по­кло­ном,  — здесь дела по кре­по­стям?

— Ста­рик под­нял глаза и про­из­нес с рас­ста­нов­кою:

— Здесь нет дел по кре­по­стям.

— А где же?

— Это в кре­пост­ной экс­пе­ди­ции.

— А где же кре­пост­ная экс­пе­ди­ция?

— Это у Ивана Ан­то­но­ви­ча.

— А где же Иван Ан­то­но­вич?

— Ста­рик тык­нул паль­цем в дру­гой угол ком­на­ты. Чи­чи­ков и Ма­ни­лов от­пра­ви­лись к Ивану Ан­то­но­ви­чу.

Чи­чи­ков, вынув из кар­ма­на бу­маж­ку, по­ло­жил ее перед Ива­ном Ан­то­но­ви­чем, ко­то­рую тот со­вер­шен­но не за­ме­тил и на­крыл тот­час ее кни­гою. Чи­чи­ков хотел было ука­зать ему ее, но Иван Ан­то­но­вич дви­же­ни­ем го­ло­вы дал знать, что не нужно по­ка­зы­вать.

«Вот, он вас про­ве­дет в при­сут­ствие!»,  — ска­зал Иван Ан­то­но­вич, кив­нув го­ло­вою, и один из свя­щен­но­дей­ству­ю­щих, тут же на­хо­див­ших­ся, при­но­сив­ший с таким усер­ди­ем жерт­вы Фе­ми­де, что оба ру­ка­ва лоп­ну­ли на лок­тях и давно лезла от­ту­да под­клад­ка, за что и по­лу­чил в свое время кол­леж­ско­го ре­ги­стра­то­ра, при­слу­жил­ся нашим при­я­те­лям, как не­ко­гда Вир­ги­лий при­слу­жил­ся Данту, и про­вел их в ком­на­ту при­сут­ствия, где сто­я­ли одни толь­ко ши­ро­кие крес­ла, и в них перед сто­лом за зер­ца­лом и двумя тол­сты­ми кни­га­ми сидел один, как солн­це, пред­се­да­тель. В этом месте новый Вир­ги­лий по­чув­ство­вал такое бла­го­го­ве­ние, что никак не осме­лил­ся за­не­сти туда ногу и по­во­ро­тил назад, по­ка­зав свою спину, вы­тер­тую как ро­гож­ка, с при­лип­нув­шим где-то ку­ри­ным пером. Во­шед­ши в залу при­сут­ствия, они уви­де­ли, что пред­се­да­тель был не один, подле него сидел Со­ба­ке­вич, со­вер­шен­но за­сло­нен­ный зер­ца­лом. При­ход го­стей про­из­вел вос­кли­ца­ние, пра­ви­тель­ствен­ные крес­ла были ото­дви­ну­ты с шумом. Со­ба­ке­вич тоже при­встал со стула и стал виден со всех сто­рон с длин­ны­ми сво­и­ми ру­ка­ва­ми. Пред­се­да­тель при­нял Чи­чи­ко­ва в объ­я­тия, и ком­на­та при­сут­ствия огла­си­лась по­це­лу­я­ми; спро­си­ли друг друга о здо­ро­вье; ока­за­лось, что у обоих по­ба­ли­ва­ет по­яс­ни­ца, что тут же было от­не­се­но к си­дя­чей жизни.

H. B. Го­голь «Мерт­вые души»

Ука­жи­те жанр про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент.