СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Каталог заданий
Ли­те­ра­ту­ра второй по­ло­ви­ны XIX века

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 15 № 628

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

M. Ю. Лермонтов, 1837

1
Задание 10 № 621

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?


2
Задание 11 № 622

Слива, ландыш, студеный ключ в стихотворении наделены человеческими свойствами. Каким термином обозначается это художественное средство?


3
Задание 12 № 623

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Когда студеный ключ играет по оврагу...»).


4
Задание 13 № 624

В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?


5
Задание 14 № 625

Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).


6
Задание 16 № 629

В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?


2
Задание 15 № 696

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

 

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

 

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

1
Задание 10 № 689

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

2
Задание 11 № 690

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?


3
Задание 12 № 691

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?


4
Задание 13 № 692

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

4) эпитет

5) эпифора

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

5
Задание 14 № 693

Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).


6
Задание 16 № 697

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

3
Задание 15 № 758

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев, 1857

1
Задание 10 № 751

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?


2
Задание 11 № 752

Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?


3
Задание 12 № 753

Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.


4
Задание 13 № 754

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) метафора

4) эпитет

5) звукопись


5
Задание 14 № 755

В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?


6
Задание 16 № 759

Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?


4
Задание 15 № 775

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877

1
Задание 10 № 768

Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.


2
Задание 11 № 769

В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?


3
Задание 12 № 770

Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?


4
Задание 13 № 771

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) олицетворение

4) эпитет

5) звукопись

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

5
Задание 14 № 772

Определите размер, которым написано стихотворение.


6
Задание 16 № 776

В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

5
Задание 15 № 826

Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада жажды и страданий.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

М. Ю. Лермонтов, 1830

1
Задание 10 № 819

В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием?


2
Задание 11 № 820

Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.


3
Задание 12 № 821

Определите характер рифмовки в стихотворении.


4
Задание 13 № 822

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой-второй строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) старославянизмы

2) метафора

3) олицетворение

4) эпитет

5) анафора

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

5
Задание 14 № 823

Определите размер, которым написано стихотворение.


6
Задание 16 № 827

В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?


Пройти тестирование по этим заданиям