№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Ли­те­ра­ту­ра второй по­ло­ви­ны XIX века
1.

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

M. Ю. Лермонтов, 1837

2.

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

 

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

 

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

3.

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев, 1857

4.

Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877

5.

В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада жажды и страданий.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

М. Ю. Лермонтов, 1830

6.

Как называется разновидность лирики, в которой раскрываются наиболее общие, основополагающие проблемы бытия?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

 

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

 

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался, — без слез, но живой.

 

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

М. Ю. Лермонтов, 1831

7.

Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?


Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста.

 

 

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, 1818

8.

Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?


Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

 

 

* * *

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

 

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветёт.

 

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

А. А. Фет, 1885

9.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и Гражданин».


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Поэт и гражданин

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

 

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит, —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

 

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни — стяжатели и воры,

Другие — сладкие певцы,

А третьи... третьи — мудрецы:

Их назначенье — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!».

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Н. А. Некрасов, 1856

10.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение В. А. Кострова.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

Не трогайте жанр,

Излучающий жар.

Поленья рассудка в пыланье напева.

Поверьте, проверьте – поэзия шар,

Поедешь направо – приедешь налево.

В ней ясный неясен

И глупый неглуп.

В ней чувство и мысль –

Словно конь и подпруга.

Поверьте, проверьте – поэзия куб

Той комнаты, где вы любили друг друга.

Простого кумира себе сотворю –

Слеза на щеке – вот её откровенье.

Поэзия – угол, я вам говорю,

Где редко, но мы преклоняем колени.

 

(В. А. Костров)

11.

Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

НОЧНОЙ ДОЖДЬ

 

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день,

 

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,

 

О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

 

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

 

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь.

 

(А. А. Тарковский, 1941–1962)

12.

Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Ю. И. Визбора.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—15.

 

ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ

 

Доводилось нам сниматься

И на снимках улыбаться

Перед старым аппаратом

Под названьем «фотокор»,

Чтобы наши светотени

Сквозь военные метели

В дом родимый долетели

Под родительский надзор.

 

Так стояли мы с друзьями

В перерывах меж боями.

Сухопутьем и морями

Шли, куда велел приказ.

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

 

Кто-нибудь потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица,

В ту военную страницу,

Что уходит за кормой.

И остались годы эти

В униброме, в бромпортрете,

В фотографиях на память

Для отчизны дорогой.

 

(Ю. И. Визбор, 1979)

13.

Назовите литературное направление, принципы которого воплощены в стихотворении В. А. Жуковского «Весеннее чувство».


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—15.

 

ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО

 

Лёгкий, лёгкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелётная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далёкие леса.

 

Иль опять от вышины

Весть знакомая несётся?

Или снова раздаётся

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Всё ещё сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдётся ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

 

(В. А. Жуковский, 1816)

14.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Я. П. Полонского.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16

 

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяния просил...

Но всё, что в день ни собирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам –

Таким же нищим, как и сам.

 

В наш век таков иной поэт.

Утратив веру юных лет,

Как нищий старец изнурён,

Духовной пищи просит он. –

И всё, что жизнь ему ни шлёт,

Он с благодарностью берёт –

И душу делит пополам

С такими ж нищими, как сам...

 

(Я. П. Полонский, 1847)

15.

Как называется вопрос, не требующий ответа («Он вновь исчезнет ли за тучей / Иль станет славный и могучий / Среди небес?..»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16

 

 

РАССВЕТ

Видали ль вы рассвета час

За ночью тёмной и ненастной?

Давно уж буря пронеслась,

Давно уж смолкнул гул ужасный,

Но всё кругом ещё хранит

Тяжёлый след грозы нестройной,

Всё ждёт чего-то и молчит!..

Всё полно мысли беспокойной.

 

Но вот у тучи роковой

Вдруг прояснился угол белый;

Вот за далёкою горой

С востока что-то заалело;

Вон там повыше брызнул свет.

Он вновь исчезнет ли за тучей

Иль станет славный и могучий

Среди небес?..

Ответа нет...

 

Но звук пастушеской свирели

Уж слышен в тишине полей,

И воздух кажется теплей,

И птички ранние запели.

Туманы, сдвинувшись сперва,

Несутся, ветром вдаль гонимы.

 

Теперь таков наш край родимый,

Теперь Россия такова.

 

 

(А. Н. Апухтин, 1858)

16.

К какому литературному направлению относится поэтическое творчество Н. А. Некрасова?


 

ШКОЛЬНИК


– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок —

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!


Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.


Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.


Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.


Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадёшь!


Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.


Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!


Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!


Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, —


Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856)

17.

Какой вид рифмовки (АВАВ) использован поэтом в данном стихотворении?


 

***


Жизнь! Нечаянная радость.

Счастье, выпавшее мне.

Зорь вечерняя прохладность,

Белый иней на стерне.


И война, и лютый голод.

И тайга – сибирский бор.

И колючий, жгучий холод

Ледяных гранитных гор.


Всяко было, трудно было

На земле твоих дорог.

Было так, что уходила

И сама ты из-под ног.


Как бы ни было тревожно,

Говорил себе: держись!

Ведь иначе невозможно,

Потому что это – жизнь.


Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия...

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

(А. В. Жигулин, 1976)

18.

Укажите род литературы, к которому относится произведение Р. Ф. Казаковой.


 

ЛЮБИТЬ РОССИЮ НЕЛЕГКО


Любить Россию нелегко,

она – в ухабах и траншеях

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.


Но, хоть воздастся, может быть,

любовью за любовь едва ли,

безмерная, как эти дали,

не устает душа любить.


Страна, как истина, одна, –

она не станет посторонней,

и благостней, и проторённей,

тебе дорога не нужна.


И затеряться страха нет,

как незаметная песчинка,

в глубинке города, починка,

села, разъезда, вёрст и лет.


Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилят.

И сладостно – любить Россию,

хотя любить и нелегко.

(Р. Ф. Казакова)

19.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение А. Тарковского «Словарь».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

 

 

Словарь


Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.


Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока...

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.


Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.


Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной.

— Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

(А. Тарковский. 1983 г.)

20.

К какому литературному роду относится стихотворение Ю. Кузнецова «Знамя с Куликова»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

 

 

«Знамя с Куликова»

 

Сажусь на коня вороного —

Проносится тысяча лет.

Копыт не догонят подковы,

Луна не настигнет рассвет.


Сокрыты святые обеты

Земным и небесным холмом.

Но рваное знамя победы

Я вынес на теле моём.


Я вынес пути и печали,

Чтоб поздние дети могли

Латать им великие дали

И дыры российской земли.

 

 

(Юрий Кузнецов. 1977)

21.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение К. Симонова «Жди меня».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

 

 

«Жди меня, и я вернусь»


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Константин Симонов. 1941 г.)
22.

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение О.Г. Чухонцева.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

 


Заплачет иволга, и зацветёт жасмин.

И догадаешься: ты в мире не один.

Так тишь колодезна. Так вёдро глубоко.

Гроза промчалась – и прокисло молоко.

И дуб струящийся, вобравший небосвод,

как конь от мух, листвою нижнею прядёт.

Живи как можется, вдыхай до ломоты

озон жасминовый и банный дух тщеты!

Тебе ли не было отпущено с лихвой?

Так слушай: иволга кричит над головой...

(О.Г. Чухонцев)
23.

К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н.А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Чем задним горевать числом.

Начнёшь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...


О ты, чьих писем много, много

В моём портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблёкшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Н.А. Некрасов, 1852)
24.

Укажите название художественного метода, в основе которого лежит противопоставление мечты и действительности и который пришёл в русскую поэзию с именами К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

Взошла заря. Дыханием приятным

Сманила сон с моих она очей;

Из хижины за гостем благодатным

Я восходил на верх горы моей;

Жемчуг росы по травкам ароматным

Уже блистал младым огнём лучей,

И день взлетел, как гений светлокрылый!

И жизнью всё живому сердцу было.


Я восходил; вдруг тихо закурился

Туманный дым в долине над рекой:

Густел, редел, тянулся, и клубился,

И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

И яркий день с ним в бледный сумрак слился,

Задёрнулась окрестность пеленой,

И, влажною пустыней окружённый,

Я в облаках исчез, уединённый...

(В.А. Жуковский, 1819)
25.

Укажите род литературы, к которому относится произведение А.А. Фета.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я солнца блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под тёмно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные среди нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, – иль тучи вихрей дальных

На белых берегах и полыньях зеркальных.

(А.А. Фет, 1855)
26.

Укажите род литературы, к которому относится произведение А.Н. Апухтина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

Волшебные слова любви и упоенья

Я слышал наконец из милых уст твоих,

Но в странной робости последнего сомненья

Твой голос ласковый затих.


Давно, когда, в цветах синея и блистая,

Неслася над землёй счастливая весна,

Я помню, видел раз, как глыба снеговая

На солнце таяла одна.


Одна... кругом и жизнь, и говор, и движенье...

Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи...

И в полдень снега нет, и радость обновленья

До утра пели соловьи.


О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,

О, сбрось последний снег, растай, растай скорей...

И я тогда зальюсь такою песней нежной,

Какой не ведал соловей!

(А.Н. Апухтин, 1859)
27.

Как называется персонаж, выступающий в стихотворном произведении от первого лица («Спасибо, жизнь, / за то,/ что я узнал / любовь!»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 

ПИСЬМО В ТРИДЦАТЫЙ ВЕК
(фрагмент)


Да сбудется любовь,

пронизанная светом!

Звенящая над веком,

да здравствует

любовь!

Которой всё

дано:

и муки,

и горенье!

Которая давно

перешагнула время!

Перенеслась в порыве

в грядущее Земли…

Не мы

её открыли.

Не мы

изобрели.

Но всё равно,

смотри!

Судьбою становясь,

она застигла

нас!

Она застигла

вас,

далёкие мои!


Всё повторится вновь!

И ахнет человек —

холодным

станет

зной!


Горячим

будет

снег!

Придёт пора цветов,

брусники и грибов…

Спасибо, жизнь,

за то,

что я узнал

любовь!

Её всесильный гнев

безвременья

страшней.

Запреты,

побледнев,

склоняются пред ней!

Она царит высоко.

Над ней

дожди звенят.

Её невнятный шёпот

слышнее

канонад!

Да здравствует

любовь,

пронизанная светом!

Да здравствует

любовь,

обнявшаяся с веком!

Пусть

в каждом новом дне —

чиста и непокорна —

любовь

идёт ко мне,

идёт,

как песня к горлу!

(Р. И. Рождественский, 1963)
28.

Назовите род литературы, к которому относится произведение Б. Ш. Окуджавы.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

У поэта соперников нету —

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.


Руки тонкие к небу возносит,

жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

это он не за вас — за себя.


Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.


То ли мёд, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Всё, что было его, — нынче ваше.

Всё для вас. Посвящается вам.

(Б. Ш. Окуджава, 1986)
29.

Как называется персонаж, выступающий в стихотворном произведении от первого лица («Хочу весёлым ледоходом/Пройтись по собственной судьбе»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

Как вёсны меж собою схожи:

И звон ручьёв, и тишина...

Но почему же всё дороже

Вновь приходящая весна?


Когда из дому утром выйдешь

В лучи и птичью кутерьму,

Вдруг мир по-новому увидишь,

Ещё не зная, почему.


И беспричинное веселье

В тебя вселяется тогда.

Ты сам становишься весенним,

Как это небо и вода.


Хочу весёлым ледоходом

Пройтись по собственной судьбе.

Или, подобно вешним водам,

Смыть всё отжившее в себе.

(А.Д. Дементьев, 1964)
30.

Укажите род литературы, к которому относится данное произведение В. И. Шемшученко.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


* * *

Светилась яблоня в саду

За три минуты до рассвета.

В тени ракит купало лето

Кувшинки жёлтые в пруду.


Играла рыба в глубине

На перламутровой свирели,

И камыши чуть слышно пели,

И подпевать хотелось мне.


Звенел комарик у виска

О чём-то бесконечно важном…

И это было не однажды,

И те же плыли облака…


Упало яблоко — пора —

И ветка, охнув, распрямилась…

И, торжествуя, жизнь продлилась

За три минуты до утра.

(В.И. Шемшученко)
31.

Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября...

(Н. М. Рубцов, 1970)
32.

Как называется персонаж, выступающий в стихотворении от первого лица («Я с детства не любил овал!»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


ГРОЗА

Косым, стремительным углом

И ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой

На землю падала гроза.

И, громом возвестив весну,

Она звенела по траве,

С размаху вышибая дверь

В стремительность и крутизну.

И вниз. К обрыву. Под уклон.

К воде. К беседке из надежд,

Где столько вымокло одежд,

Надежд и песен утекло.

Далёко, может быть, в края,

Где девушка живёт моя.

Но, сосен мирные ряды

Высокой силой раскачав,

Вдруг задохнулась и в кусты

Упала выводком галчат.

И люди вышли из квартир,

Устало высохла трава.

И снова тишь. И снова мир.

Как равнодушье, как овал.

Я с детства не любил овал!

Я с детства угол рисовал!

(П. Д. Коган, 1936)
33.

К какому роду литературы относится произведение Н. Н. Матвеевой?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 


КУВШИНКА

Все цветы на первый слух молчат:

Там, в лесу, и дальше, за ручьём…

Все цветы — на первый слух — молчат,

Если их не спросишь ни о чём.


Да, но ветер, пчёлы и роса,

Чуть касаясь их раскрытых ртов,

Кажется, любые голоса

Могут сделать голосом цветов.


Но кувшинка молчаливей всех.

Сколько ни стою на берегу, —

Но кувшинка молчаливей всех, —

Я её расслышать не могу.


Горло ль ей сдавила глубина?

Тайна ль тайн под ней погребена?

Но кувшинка молчаливей всех:

Все поют — молчит она одна.


Я плутала у тяжёлых вод,

Я старалась к ней найти подход —

Всё напрасно: полчище болот,

Как на грех, кувшинку стережёт.


Полчище болот-бородачей,

Скопище чудовищных ночей,

Сонмы сов, бессонных, как на грех…

О! Кувшинка Молчаливей всех.

(Н. Н. Матвеева, 1961)
34.

Укажите род литературы, к которому относится приведённое выше произведение Н. И. Глазкова.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 10–16.

 

И ТОЛЬКО ГЕРОИ!


Героев рождает горе

С его положеньем скверным:

Достаточно было героев

В безрадостном сорок первом!..

Увы! Одного героизма

Для веской победы мало –

Потребовались механизмы

Осмысленного металла.


Наука, ломая и строя,

Решает любое сраженье,

Но точной наукой герои

Не сняты с вооруженья!..


Героев рождает счастье,

Героев рождает богатство –

Герои способны умчаться

В космическое пространство!

Когда на пути благородном

Великое и удалое,

То к подвигам новым пригодны

Герои, и только герои!

(Н. И. Глазков)
35.

Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел»)?


МУЗЫКАНТ


Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать


Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего её беречь.


Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.


Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,

Музыкант, соорудивший из души моей костёр.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она.

(Б. Ш. Окуджава, 1983)
36.

Внутреннее состояние лирического героя передаётся через описание природы. Каким термином обозначается такое описание в художественном произведении?


ДРОЗДЫ

 

На захолустном полустанке

Обеденная тишина.

Здесь весело поют овсянки

В кустарнике у полотна.


Бескрайный, жаркий, как желанье,

Прямой просёлочный простор.

Лиловый лес на заднем плане,

Седого облака вихор.


Лесной дорогою деревья

Заигрывают с пристяжной.

По углубленьям на корчевье

Фиалки, снег и перегной.


Наверное, из этих впадин

И пьют дрозды, когда взамен

Раззванивают слухи за день

Огнём и льдом своих колен.


Вот долгий слог, а вот короткий.

Вот жаркий, вот холодный душ.

Вот что выделывают глоткой,

Лужённой лоском этих луж.


У них на кочках свой посёлок,

Подглядыванье из-за штор,

Шушуканье в углах светёлок

И целодневный таратор.


По их распахнутым покоям

Загадки в гласности снуют.

У них часы с дремучим боем,

Им ветви четверти поют.


Таков притон дроздов тенистый.

Они в неубранном бору

Живут, как жить должны артисты.

Я тоже с них пример беру.

 

(Б. Л. Пастернак, 1941)
37.

Укажите род литературы, к которому относится произведение К. Д. Бальмонта?


 

***


О, женщина, дитя, привыкшее играть

И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,

Я должен бы тебя всем сердцем презирать,

А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,

Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,

Для прихоти твоей я душу погублю,

Всё, всё возьми себе – за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней,

За сладкую тоску восторженных мучений!

Ты, море странных снов, и звуков, и огней!

Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

(К.Д. Бальмонт, 1894)