Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
Какому событию в жизни Базарова и Павла Петровича непосредственно предшествует данный эпизод?
Дуэль. Автор описывает утреннюю природу, на фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» – подумал во время дуэли Базаров.
Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться.
Ответ: дуэль.


Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Роман Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 60-е годы
Ответ: роман.


Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
A) Евгений Базаров
Б) Павел Петрович
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
А — 4. Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б — 2. Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему
В — 1. Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда», — трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Николай Петрович обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Николая Петровича как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Николай Петрович любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Николай Петрович и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Ответ: 421.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так с помощью ______ через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — ____ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
Нередко в русской литературе писатели используют сны героев. Так, с помощью аллегории через конкретный образ создается отвлеченное понятие. В приведённом фрагменте Базаров видит сон, где Павел Петрович представляется ему лесом, «с которым он все-таки должен был драться». Лес — символ чего-то незнакомого и напирающего, с чем придётся сражаться, чтобы выжить.
Ответ: аллегориисимвол.


Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «...В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. В приведённом эпизоде по поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам как раз и можно проследить, насколько он потрясён и выведен из равновесия случившимся. Базаров не собран: не может работать, не может даже писать письмо, в его действиях суета и непоследовательность. Для героя несвойственны такие эмоции, он отрицал их и был уверен, что не поддастся безрассудному поступку. В его монологах звучат вопросительные предложения, прослеживается недоговоренность, что также показывает, насколько потрясен Базаров. Подчеркивает переживания героя и его сон: «Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться».
Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через портреты и пейзажи. Считая так, Тургенев видимо отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии.
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над характером главного героя романа И. С. Тургенева, писал: «...В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
Мнение критика В. П. Буренина о характере главного героя романа «Отцы и дети» подтверждается в приведённом фрагменте текста. После ссоры с Павлом Петровичем, причём небезосновательной после сцены с Фенечкой, в Базарове чувствуется та же энергия и сила, которая явно делает его выше своего оппонента. Несмотря на некоторое смятение, Евгений способен хладнокровно мыслить, анализировать, делать умозаключения. Павел Петрович «подавлял всех... своею леденящею вежливостью». А это значит, что он нервничал, переживал. Таким образом, в приведённом фрагменте опять превосходство оказалось на стороне нигилиста Базарова, о чём и пишет Буренин.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| 1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) — суммарно не более трёх ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.


Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте проявление психологизма в романе Тургенева и в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин". В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Тургенев был уверен, что «писатель должен быть психолог, но тайный». Тургенев передает состояние души героев, их переживания через внешние детали, поэтому психологизм этого писателя и называют «тайным».
Это нетрудно заметить и в приведённом отрывке текста. По поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам, почти ремаркам, можно проследить, насколько герой потрясён и выведен из равновесия случившимся: «Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы». Евгению несвойственны бурные эмоции. Сама агрессивность его поведения обусловлена особой внутренней сложностью характера героя. Характер раскрывается через портреты и пейзажи, через поступки и действия. И в этом Тургенев близок к А. С. Пушкину.
В романе «Евгений Онегин» пейзаж в раскрытии образа Татьяны играет важную роль. Для Пушкина близость героя к родной природе — показатель его внутренней чистоты и превосходства. На фоне природы рисуется Татьяна. Так, с помощью опосредованной характеристики через пейзаж раскрывается его любимая героиня. С помощью деталей Пушкин передаёт и внутренние переживания Татьяны:
...Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Почему Татьяна отвечает не сразу? Очевидно, непросто даётся ей ответ. Потому и говорит тихо, вероятно.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что Тургенев и Пушкин обращались к сходным способам изображения героев.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?
Такая форма называется аллегория. Дадим определение.
Аллегория — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Ответ: аллегория.
Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?
В приведённом эпизоде по поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам как раз и можно проследить, насколько он потрясён и выведен из равновесия случившимся. Базаров не собран: не может работать, не может даже писать письмо, в его действиях суета и непоследовательность. Для героя несвойственны такие эмоции, он отрицал их и был уверен, что не поддастся безрассудному поступку. В его монологах звучат вопросительные предложения, прослеживается недоговоренность, что также показывает, насколько потрясен Базаров. Подчеркивает переживания героя и его сон: «Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться».
Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, авторские комментарии к речи героев, через портреты и пейзажи. Считая так, Тургенев видимо отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Психологизм Тургенева имеет ряд особенностей. Автор раскрывает характер персонажа в идеологических спорах с оппонентами и через самоанализ героя. Это нетрудно заметить и в приведённом отрывке текста. По поступкам Базарова и его немногочисленным внутренним монологам можно проследить, насколько герой потрясён и выведен из равновесия случившимся. Ему несвойственны такие эмоции. Стиль Тургенева сродни пушкинскому: чувства и переживания героев завуалированы, внутренняя жизнь и характеры обозначаются через поступки, диалоги, портреты и пейзажи. Так, раскрывая характер Татьяны в романе «Евгений Онегин», Александр Сергеевич Пушкин рисует её на фоне русской природы, являющейся показателем общности героини со всем национальным, родным. Так рождается образ «идеальной русской женщины».
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Наверх