Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Каково значение образа Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
2. Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Согласны ли Вы с такой оценкой?
3. Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества?
4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев? (На примере произведений одного из писателей: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.)
5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения. (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)
Пояснение. Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарий к темам сочинений
1. Каково значение образа Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.
В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое,
2. Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Согласны ли Вы с такой оценкой?
Главной задачей сатиры сам писатель считал исследование явлений общественной жизни, социальных язв и пороков. Зачастую Салтыков-Щедрин прибегал к гротеску — изображению действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, сочетавшем реальное и фантастическое, страшное и смешное. Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе и пониманием того, что окружающая действительность безобразна и с ней трудно, но необходимо бороться.
3. Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества?
Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»), Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего поэтессе удается раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего,
4. В каких произведениях русской литературы образ будущего создается с помощью сна одного из героев (На примере произведений одного из писателей: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого).
Сон героя, введенный в повествование, — излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин».
Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок...
Сон Татьяны является «вещим». Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество).
Сны в романе «Преступление и наказание» наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, играют еще одну немаловажную роль: показывают изменения в теории Раскольникова, предсказывая его заблуждения и раскаяние. Герой Достоевского видит пять снов, два из которых преставляют мир по теории героя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем.
Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Раскольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория.
Этот сон составляет полную противоположность первому сну. Первый сон наполнен нежными, красивыми эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истинная картина будущего мира. Эти два сна показывают разницу между задуманным Раскольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, сущность своей теории и отказался от нее.
5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения. (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)
Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».
Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
| Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
| Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
| Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
| Тема не раскрыта | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
| Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
| 3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
| Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
| Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
| 4. Композиционная цельность и логичность | |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
| Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
| В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
| В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
| 5. Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
| Допущены две-три речевые ошибки | 2 |
| Допущены четыре речевые ошибки | 1 |
| Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
| 6. Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| 7. Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| 8. Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
| Допущено три или более ошибки | 0 |
| Максимальный балл за сочинение | 18 |
PDF-версии: 