Тип Д9 C3 № 7964 
Раздел кодификатора ФИПИ: Поэзия XVIII—XX веков. Русская литература XVIII века и первой половины XIX века
i
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание.
| Элегия Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. |
А. С. Пушкин, 1830
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина раскрывается проблема быстротечности жизни?
10.2. Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»?
Пояснение. 10.1. В «Элегии» А. С. Пушкин поднимает проблему быстротечности времени.
Юность сменяется зрелостью, когда человек начинает анализировать свои поступки, понимать, что многих ошибок можно было бы избежать. Лирический герой осознаёт, что жизнь подходит к концу, и грустит от этого:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Однако как бы ни было тяжело, жизнь прекрасна:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Этот оптимистический настрой вселяет надежду на новые впечатления, новые жизненные радости, веру в чудные мгновения любви.
10.2. Лирический герой стихотворения размышляет о быстротечности жизни. Размышления эти наполнены грустью: прошла беззаботная молодость, сравнимая с «угасшим весельем», да и грядущее сулит поэту «труд и горе». Такие мысли волнуют автора в первой строфе «Элегии». Начало второй строфы звучит набатом: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Герой готов к тому, что грядущие дни, возможно, будут наполнены и заботами, и волненьями, но ведь среди горестей будут и наслажденья, а в этом сочетании и есть прелесть жизни. Таким образом, содержательно первая и вторая строфы построены по принципу контраста, антитезы. Положительно эмоционально окрашенной является вторая строфа, завершающая стихотворение, поэтому вся «Элегия» воспринимается как жизнеутверждающий призыв.
Критерии проверки:| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Раздел кодификатора ФИПИ: