Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Эле­гия

Безум­ных лет угас­шее ве­се­лье

Мне тя­же­ло, как смут­ное по­хме­лье.

Но, как вино — пе­чаль ми­нув­ших дней

В моей душе чем старе, тем силь­ней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море.

 

Но не хочу, о други, уми­рать;

Я жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать;

И ведаю, мне будут на­сла­жде­нья

Меж го­ре­стей, забот и тре­вол­не­нья:

Порой опять гар­мо­ни­ей упьюсь,

Над вы­мыс­лом сле­за­ми обо­льюсь,

И может быть — на мой закат пе­чаль­ный

Блес­нет лю­бовь улыб­кою про­щаль­ной.

А. С. Пуш­кин, 1830

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (10.1 или 10.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5−10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

10.1. Как в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на рас­кры­ва­ет­ся про­бле­ма быст­ро­теч­но­сти жизни?

10.2. Как со­дер­жа­тель­но со­от­но­сят­ся между собой пер­вая и вто­рая стро­фы сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия»?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

10.1. В «Эле­гии» А. С. Пуш­кин под­ни­ма­ет про­бле­му быст­ро­теч­но­сти вре­ме­ни.

Юность сме­ня­ет­ся зре­ло­стью, когда че­ло­век на­чи­на­ет ана­ли­зи­ро­вать свои по­ступ­ки, по­ни­мать, что мно­гих оши­бок можно было бы из­бе­жать. Ли­ри­че­ский герой осознаёт, что жизнь под­хо­дит к концу, и гру­стит от этого:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море.

Од­на­ко как бы ни было тя­же­ло, жизнь пре­крас­на:

Но не хочу, о други, уми­рать;

Я жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать…

Этот оп­ти­ми­сти­че­ский на­строй все­ля­ет на­деж­ду на новые впе­чат­ле­ния, новые жиз­нен­ные ра­до­сти, веру в чуд­ные мгно­ве­ния любви.

10.2. Ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния раз­мыш­ля­ет о быст­ро­теч­но­сти жизни. Раз­мыш­ле­ния эти на­пол­не­ны гру­стью: про­шла без­за­бот­ная мо­ло­дость, срав­ни­мая с «угас­шим ве­се­льем», да и гря­ду­щее сулит поэту «труд и горе». Такие мысли вол­ну­ют ав­то­ра в пер­вой стро­фе «Эле­гии». На­ча­ло вто­рой стро­фы зву­чит на­ба­том: «Я жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать». Герой готов к тому, что гря­ду­щие дни, воз­мож­но, будут на­пол­не­ны и за­бо­та­ми, и вол­не­нья­ми, но ведь среди го­ре­стей будут и на­сла­жде­нья, а в этом со­че­та­нии и есть пре­лесть жизни. Таким об­ра­зом, со­дер­жа­тель­но пер­вая и вто­рая стро­фы по­стро­е­ны по прин­ци­пу кон­тра­ста, ан­ти­те­зы. По­ло­жи­тель­но эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ной яв­ля­ет­ся вто­рая стро­фа, за­вер­ша­ю­щая сти­хо­тво­ре­ние, по­это­му вся «Эле­гия» вос­при­ни­ма­ет­ся как жиз­не­утвер­жда­ю­щий при­зыв.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
1
Тип Д7 B5 № 1266
i

Ука­жи­те род ли­те­ра­ту­ры, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пуш­кин­ская «Эле­гия».


2
Тип Д7 B5 № 1267
i

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в сти­хо­твор­ной стро­ке («Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Гря­ду­ще­го вол­ну­е­мое море...»)?


3
Тип Д7 B5 № 1268
i

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (уми­рать  — стра­дать; пе­чаль­ный  — про­щаль­ной и т. п.)?


4
Тип Д8 B6 № 1269
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1)  срав­не­ние

2)  нео­ло­гизм

3)  ме­та­фо­ра

4)  эпи­тет

5)  ана­фо­ра


5
Тип Д8 № 1270
i

Опре­де­ли­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


6
Тип Д10 C3 № 1273
i

Как со­дер­жа­тель­но со­от­но­сят­ся между собой пер­вая и вто­рая стро­фы сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия»?


7
Тип Д11 C4 № 1274
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Эле­ги­ей»?


8
Тип Д6 B4 № 7962
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в сле­ду­ю­щем тек­сте. В от­ве­те за­пи­ши­те два тер­ми­на в по­ряд­ке их сле­до­ва­ния в тек­сте без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

 

Пред­ме­том изоб­ра­же­ния в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на яв­ля­ют­ся лич­ные пе­ре­жи­ва­ния и на­стро­е­ния ли­ри­че­ско­го героя, не тре­бу­ю­щие со­бы­тий­ной мо­ти­ва­ции, опи­са­ния по­ступ­ков и дей­ствий  — это ха­рак­тер­но для _____ рода ли­те­ра­ту­ры. Сти­хо­тво­ре­ние имеет черты _______ на­прав­ле­ния.


9

В каком про­из­ве­де­нии рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём это про­из­ве­де­ние можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Эле­ги­ей»?


10
Тип Д9 C3 № 8510
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (10.1 или 10.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5−10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

10.1. Как в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на рас­кры­ва­ет­ся про­бле­ма быст­ро­теч­но­сти жизни?

10.2. Как со­дер­жа­тель­но со­от­но­сят­ся между собой пер­вая и вто­рая стро­фы сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия»?