Пояснение. Комментарии к сочинениям
1. Надо ли Чацкому произносить свои монологи? Может, лучше вспомнить русскую пословицу «Не мечите бисером перед свиньями»? Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»). «Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя.
Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка?..», и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть...») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего».
Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе раскрываются взгляды Чацкого на просвещение, на крепостное право, на службу.
Словами «В той комнате незначащая встреча...» начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного.
Таким образом, монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они помогают нам увидеть образ тогдашней России, узнать авторскую позицию по волнующим прогрессивных людей того времени вопросам.
2. Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения.)
На выбор могут быть раскрыты образы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского, других героев произведения.
Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого.
В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. На примере Пьера также может быть раскрыт художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.
3. Тема родной природы в лирике С. А. Есенина.
Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», «Я последний поэт деревни», «Русь советская» и других. В раскрытии темы важно отметить, что образ Родины для Есенина тесно связан с образом деревни и родной природы. В творчестве поэта тема Родины звучит по-разному в разные периоды творчества: от восторженно-умилительного в ранних стихах до трагического осознания своей отчужденности от советской России. Но в стихах Есенина всегда поражает та святая вера в необъятные просторы Руси, в светлую её будущность, которая даёт нам право считать поэта настоящим певцом России.
4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе (На примере произведений одного из писателей: А. Варламова, В. Пелевина, В. Шаламова.)
Тема может быть раскрыта на примере романа Алексея Варламова «Лох», романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина и других.
Действие романа «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина охватывает два периода — Россия 1918–1919 годов и середины 1990-х. Центральный план повествования — взаимоотношения Василия Чапаева и поэта-декадента Петра Пустоты (впоследствии сам автор признался, что совмещение таких «несовместимых» личностей стало одной из главных задач, поставленных перед ним), якобы сражающихся на фронтах Гражданской войны. Второстепенные планы — линия Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото и предпринявшего впоследствии попытку самоубийства, а также линия Марии и Арнольда Шварценеггера. В символическом плане обе линии соответствуют возможному будущему России — так называемому «алхимическому браку» с Востоком (в реальности Сердюка) или с Западом (реальность Марии). Последняя, четвёртая, линия символизирует логику сверхчеловека в лице бандита Володина. Все четверо — Пётр Пустота, Сердюк, Мария и Володин — пребывают в психиатрической лечебнице, где проходят курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте»: четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления, для чего все они коллективно погружаются во внутреннюю «реальность» друг друга.
Важным «надсюжетным» персонажем выступает Григорий Котовский, которому отводится роль «демиурга». Согласно мифологии романа, именно на нём лежит ответственность за судьбу современной России; ближе к финалу в диалоге с водителем Пётр Пустота говорит о «злоупотреблении Котовского кокаином» и очевидных последствиях этого пристрастия. Также лично для Петра Пустоты крайне важен персонаж Анны, племянницы Чапаева, действующей в одной упряжке с Чапаевым, Котовским и главным героем Пустотой.
Сам Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению, добиться которого ему помогает Чапаев.
Интернет-источники:
1) http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/Обновление_ЭКНД/2347.pdf
2) http://novieknigi.ru/otechestvennaya-literatura/
5. Литература и другие виды искусства.
Тема может быть раскрыта на примерах пересечения литературы с другими видами искусства. Тема может базироваться на личных впечатлениях, но с опорой на литературное произведение. Возможно проанализировать, как литература повлияла на развитие музыки, или, скажем, театра, или живописи. Например, как великие литературные произведения стали основой для создания других, не менее великих произведений музыки, балета и так далее.