Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 11 № 2966
i

Для вы­пол­не­ния за­да­ния вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пяти пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1–5). На­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Рас­кры­вай­те тему со­чи­не­ния полно и мно­го­ас­пект­но.

Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы ана­ли­зом эле­мен­тов тек­ста про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Вы­яв­ляй­те роль ху­до­же­ствен­ных средств, важ­ную для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Из­бе­гай­те фак­ти­че­ских, ло­ги­че­ских, ре­че­вых оши­бок.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы пись­мен­ной речи.

 

1.  Надо ли Чац­ко­му про­из­но­сить свои мо­но­ло­ги? Может, лучше вспом­нить рус­скую по­сло­ви­цу «Не ме­чи­те би­се­ром перед сви­нья­ми»? Какой точки зре­ния Вы при­дер­жи­ва­е­тесь?

2.  Кто из пер­со­на­жей ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» Вам наи­бо­лее ин­те­ре­сен и по­че­му? (С опо­рой на ана­лиз про­из­ве­де­ния.)

3.  Тема род­ной при­ро­ды в ли­ри­ке С. А. Есе­ни­на.

4.  Стра­ни­цы рус­ской ис­то­рии в но­вей­шей оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из пи­са­те­лей: А. Вар­ла­мо­ва, В. Пе­ле­ви­на, В. Ша­ла­мо­ва.)

5.  Ли­те­ра­ту­ра и дру­гие виды ис­кус­ства.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ям

 

1.  Надо ли Чац­ко­му про­из­но­сить свои мо­но­ло­ги? Может, лучше вспом­нить рус­скую по­сло­ви­цу «Не ме­чи­те би­се­ром перед сви­нья­ми»? Какой точки зре­ния Вы при­дер­жи­ва­е­тесь?

Идей­ный смысл «Горя от ума» со­сто­ит в про­ти­во­по­став­ле­нии двух жиз­нен­ных укла­дов и ми­ро­воз­зре­ний: ста­ро­го, кре­пост­ни­че­ско­го («века ми­нув­ше­го») и но­во­го, про­грес­сив­но­го («века ны­неш­не­го»). «Век ны­неш­ний» пред­став­ля­ет в ко­ме­дии Чац­кий, ко­то­рый яв­ля­ет­ся идео­ло­гом новых взгля­дов, Он вы­ра­жа­ет свое от­но­ше­ние ко всему, про­ис­хо­дя­ще­му в об­ще­стве. Имен­но по­это­му такое важ­ное место в пьесе за­ни­ма­ют мо­но­ло­ги глав­но­го героя.

Пер­вый мо­но­лог мы встре­ча­ем уже в экс­по­зи­ции. Он на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми «Ну что ваш ба­тюш­ка?..», и в нем Чац­кий дает ха­рак­те­ри­сти­ку мос­ков­ских нра­вов.

Вто­рой мо­но­лог («И точно, начал свет глу­петь...») свя­зан с за­вяз­кой кон­флик­та, и он по­свя­щен про­ти­во­по­став­ле­нию «века ны­неш­не­го» и «века ми­нув­ше­го».

Тре­тий мо­но­лог «А судьи кто?»  — самый из­вест­ный и яркий мо­но­лог глав­но­го героя. Он при­хо­дит­ся на мо­мент раз­ви­тия кон­флик­та в пьесе. Имен­но в этом мо­но­ло­ге рас­кры­ва­ют­ся взгля­ды Чац­ко­го на про­све­ще­ние, на кре­пост­ное право, на служ­бу.

Сло­ва­ми «В той ком­на­те не­зна­ча­щая встре­ча...» на­чи­на­ет­ся еще один мо­но­лог Чац­ко­го. Он зна­ме­ну­ет собой куль­ми­на­цию и раз­вяз­ку кон­флик­та. Чац­ко­го оскорб­ля­ет то, что рус­ский язык, на­ци­о­наль­ные обы­чаи и куль­ту­ра долж­ны ста­вить­ся го­раз­до ниже чу­же­зем­но­го.

Таким об­ра­зом, мо­но­ло­ги по­мо­га­ют нам разо­брать­ся не толь­ко в ха­рак­те­ре глав­но­го героя. Они по­мо­га­ют нам уви­деть образ то­гдаш­ней Рос­сии, узнать ав­тор­скую по­зи­цию по вол­ну­ю­щим про­грес­сив­ных людей того вре­ме­ни во­про­сам.

 

2.  Кто из пер­со­на­жей ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» Вам наи­бо­лее ин­те­ре­сен и по­че­му? (С опо­рой на ана­лиз про­из­ве­де­ния.)

На выбор могут быть рас­кры­ты об­ра­зы На­та­ши Ро­сто­вой, Пьера Без­ухо­ва, Ан­дрея Бол­кон­ско­го, дру­гих ге­ро­ев про­из­ве­де­ния.

Если речь пойдёт о На­та­ше, то нужно обя­за­тель­но ука­зать, что это лю­би­мая ге­ро­и­ня Тол­сто­го.

В об­ра­зе Пьера рас­кры­ва­ет­ся глав­ный идей­ный за­мы­сел ав­то­ра  — по­ка­зать ста­нов­ле­ние де­каб­рист­ско­го дви­же­ния в Рос­сии. На при­ме­ре Пьера также может быть рас­крыт ху­до­же­ствен­ный прин­цип Тол­сто­го  — «диа­лек­ти­ка души»: через за­блуж­де­ния и жиз­нен­ные труд­но­сти к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию и воз­рож­де­нию.

Среди ос­нов­ных во­про­сов, ко­то­рые вол­ну­ют Тол­сто­го,  — ис­тин­ный пат­ри­о­тизм и ге­ро­изм рус­ско­го на­ро­да. Один из вер­ных сынов Оте­че­ства  — князь Ан­дрей Бол­кон­ский. Герой прошёл нелёгкий путь ис­ка­ний и жиз­нен­ных разо­ча­ро­ва­ний. Был под­вер­жен идее на­по­лео­низ­ма, ко­то­рая рас­сы­па­лась после Аустер­лиц­ко­го сра­же­ния. Ан­дрей  — че­ло­век де­я­тель­ный, до­сто­ин под­ра­жа­ния.

 

3.  Тема род­ной при­ро­ды в ли­ри­ке С. А. Есе­ни­на.

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре сти­хо­тво­ре­ний: «Гой ты, Русь, моя род­ная», «Я по­след­ний поэт де­рев­ни», «Русь со­вет­ская» и дру­гих. В рас­кры­тии темы важно от­ме­тить, что образ Ро­ди­ны для Есе­ни­на тесно свя­зан с об­ра­зом де­рев­ни и род­ной при­ро­ды. В твор­че­стве поэта тема Ро­ди­ны зву­чит по-⁠раз­но­му в раз­ные пе­ри­о­ды твор­че­ства: от вос­тор­жен­но-⁠уми­ли­тель­но­го в ран­них сти­хах до тра­ги­че­ско­го осо­зна­ния своей от­чуж­ден­но­сти от со­вет­ской Рос­сии. Но в сти­хах Есе­ни­на все­гда по­ра­жа­ет та свя­тая вера в не­объ­ят­ные про­сто­ры Руси, в свет­лую её бу­дущ­ность, ко­то­рая даёт нам право счи­тать поэта на­сто­я­щим пев­цом Рос­сии.

 

4.  Стра­ни­цы рус­ской ис­то­рии в но­вей­шей оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из пи­са­те­лей: А. Вар­ла­мо­ва, В. Пе­ле­ви­на, В. Ша­ла­мо­ва.)

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ро­ма­на Алек­сея Вар­ла­мо­ва «Лох», ро­ма­на Люд­ми­лы Улиц­кой «Казус Ку­коц­ко­го», ро­ма­на «Ча­па­ев и пу­сто­та» Вик­то­ра Пе­ле­ви­на и дру­гих.

Дей­ствие ро­ма­на «Ча­па­ев и пу­сто­та» Вик­то­ра Пе­ле­ви­на охва­ты­ва­ет два пе­ри­о­да  — Рос­сия 1918–1919 годов и се­ре­ди­ны 1990-⁠х. Цен­траль­ный план по­вест­во­ва­ния  — вза­и­мо­от­но­ше­ния Ва­си­лия Ча­па­е­ва и поэта-⁠де­ка­ден­та Петра Пу­сто­ты (впо­след­ствии сам автор при­знал­ся, что сов­ме­ще­ние таких «не­сов­ме­сти­мых» лич­но­стей стало одной из глав­ных задач, по­став­лен­ных перед ним), якобы сра­жа­ю­щих­ся на фрон­тах Граж­дан­ской войны. Вто­ро­сте­пен­ные планы  — линия Сер­дю­ка, втя­ну­то­го в войну япон­ских кла­нов Тайра и Ми­на­мо­то и пред­при­няв­ше­го впо­след­ствии по­пыт­ку са­мо­убий­ства, а также линия Марии и Ар­ноль­да Швар­це­негге­ра. В сим­во­ли­че­ском плане обе линии со­от­вет­ству­ют воз­мож­но­му бу­ду­ще­му Рос­сии  — так на­зы­ва­е­мо­му «ал­хи­ми­че­ско­му браку» с Во­сто­ком (в ре­аль­но­сти Сер­дю­ка) или с За­па­дом (ре­аль­ность Марии). По­след­няя, четвёртая, линия сим­во­ли­зи­ру­ет ло­ги­ку сверх­че­ло­ве­ка в лице бан­ди­та Во­ло­ди­на. Все чет­ве­ро  — Пётр Пу­сто­та, Сер­дюк, Мария и Во­ло­дин  — пре­бы­ва­ют в пси­хи­ат­ри­че­ской ле­чеб­ни­це, где про­хо­дят курс ре­а­би­ли­та­ции по ме­то­ду Ти­му­ра Ти­му­ро­ви­ча Ка­наш­ни­ко­ва. В на­ча­ле по­вест­во­ва­ния Тимур Ти­му­ро­вич объ­яс­ня­ет толь­ко что при­быв­ше­му Пу­сто­те, что его ме­то­ди­ка ре­а­би­ли­та­ции за­клю­ча­ет­ся в «сов­мест­ном гал­лю­ци­на­тор­ном опыте»: чет­ве­ро боль­ных, на­хо­дясь в одной па­ла­те, объ­еди­не­ны еди­ной целью вы­здо­ров­ле­ния, для чего все они кол­лек­тив­но по­гру­жа­ют­ся во внут­рен­нюю «ре­аль­ность» друг друга.

Важ­ным «над­сю­жет­ным» пер­со­на­жем вы­сту­па­ет Гри­го­рий Ко­тов­ский, ко­то­ро­му от­во­дит­ся роль «де­ми­ур­га». Со­глас­но ми­фо­ло­гии ро­ма­на, имен­но на нём лежит от­вет­ствен­ность за судь­бу со­вре­мен­ной Рос­сии; ближе к фи­на­лу в диа­ло­ге с во­ди­те­лем Пётр Пу­сто­та го­во­рит о «зло­упо­треб­ле­нии Ко­тов­ско­го ко­ка­и­ном» и оче­вид­ных по­след­стви­ях этого при­стра­стия. Также лично для Петра Пу­сто­ты край­не важен пер­со­наж Анны, пле­мян­ни­цы Ча­па­е­ва, дей­ству­ю­щей в одной упряж­ке с Ча­па­е­вым, Ко­тов­ским и глав­ным ге­ро­ем Пу­сто­той.

Сам Пу­сто­та по­ла­гал, что ре­а­лен мир ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, а псих­боль­ни­ца  — лишь сны его во­об­ра­же­ния, од­на­ко Ча­па­ев пы­та­ет­ся убе­дить Петра, что не­ре­аль­ны оба мира. Роман по­стро­ен как че­ре­да «встав­ных ис­то­рий», вра­ща­ю­щих­ся во­круг цен­траль­но­го сю­же­та: пути Петра Пу­сто­ты к не­ожи­дан­но­му про­свет­ле­нию, до­бить­ся ко­то­ро­го ему по­мо­га­ет Ча­па­ев.

Ин­тер­нет-⁠ис­точ­ни­ки:

1)  http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/Об­нов­ле­ние_ЭКНД/2347.pdf

2)  http://novieknigi.ru/otechestvennaya-literatura/

 

5.  Ли­те­ра­ту­ра и дру­гие виды ис­кус­ства.

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­рах пе­ре­се­че­ния ли­те­ра­ту­ры с дру­ги­ми ви­да­ми ис­кус­ства. Тема может ба­зи­ро­вать­ся на лич­ных впе­чат­ле­ни­ях, но с опо­рой на ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. Воз­мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать, как ли­те­ра­ту­ра по­вли­я­ла на раз­ви­тие му­зы­ки, или, ска­жем, те­ат­ра, или жи­во­пи­си. На­при­мер, как ве­ли­кие ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния стали ос­но­вой для со­зда­ния дру­гих, не менее ве­ли­ких про­из­ве­де­ний му­зы­ки, ба­ле­та и так далее.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие со­чи­не­ния теме и её рас­кры­тие
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­рон­не3
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, но од­но­сто­рон­не2
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, но тема рас­кры­та по­верх­ност­но1
Тема не рас­кры­та0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.)

ИЛИ ар­гу­мен­та­ция под­ме­ня­ет­ся пе­ре­ска­зом тек­ста, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ру­ют­ся тек­стом про­из­ве­де­ния(-ий)

ИЛИ при ар­гу­мен­та­ции (с любым уров­нем при­вле­че­ния тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)) до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на

0
3. Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, два и более из них ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют3
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние

ИЛИ до­пу­ще­но более одной ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
4. Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ных по­вто­ров3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны между собой,

НО

внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ные по­вто­ры

2
В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел,

НО

есть на­ру­ше­ния ком­по­зи­ци­он­ной связи между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

И/ИЛИ мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся

1
В со­чи­не­нии не про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел; до­пу­ще­ны гру­бые на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ча­стей вы­ска­зы­ва­ния, су­ще­ствен­но за­труд­ня­ю­щие по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния0
5. Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­на одна ре­че­вая ошиб­ка3
До­пу­ще­ны две-три ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­ны че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
6. Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
7. Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
8. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние18
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2018 по ли­те­ра­ту­ре
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):