Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Он лёг на спину и заложил обе руки под голову. Илья Ильич занялся разработкою плана имения. Он быстро пробежал в уме несколько серьёзных, коренных статей об оброке, о запашке, придумал новую меру, построже, против лени и бродяжничества крестьян и перешёл к устройству собственного житья-бытья в деревне.
Его занимала постройка деревенского дома; он с удовольствием остановился несколько минут на расположении комнат, определил длину и ширину столовой, бильярдной, подумал и о том, куда будет обращён окнами его кабинет; даже вспомнил о мебели и коврах.
После этого расположил флигеля дома, сообразив число гостей, которое намеревался принимать, отвёл место для конюшен, сараев, людских и разных других служб.
Наконец обратился к саду: он решил оставить все старые липовые и дубовые деревья так, как они есть, а яблони и груши уничтожить и на место их посадить акации; подумал было о парке, но, сделав в уме примерно смету издержкам, нашёл, что дорого, и, отложив это до другого времени, перешёл к цветникам и оранжереям.
Тут мелькнула у него соблазнительная мысль о будущих фруктах до того живо, что он вдруг перенёсся на несколько лет вперёд в деревню, когда уж имение устроено по его плану и когда он живёт там безвыездно.
Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом, под непроницаемым для солнца навесом деревьев, с длинной трубкой и лениво втягивает в себя дым, задумчиво наслаждаясь открывающимся из-за деревьев видом, прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд; с полей восходит пар; становится прохладно, наступают сумерки; крестьяне толпами идут домой.
Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся весёлые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки; кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена! А между тем в столовой, убранной с изящной простотой, ярко заблистали приветные огоньки, накрывался большой круглый стол; Захар, произведённый в мажордомы, с совершенно седыми бакенбардами, накрывает стол, с приятным звоном расставляет хрусталь и раскладывает серебро, поминутно роняя на пол то стакан, то вилку; садятся за обильный ужин; тут сидит и товарищ его детства, неизменный друг его, Штольц, и другие, всё знакомые лица; потом отходят ко сну...
Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья: мечта была так ярка, жива, поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке.
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Обломова с образом Мцыри из одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова. Как по-разному проявляется мечтательность героев?
Герой-мечтатель появляется в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Юноша-монах, в детстве оказавшийся пленником и брошенный своим пленителем на воспитание монахам, всю жизнь мечтал вернуться в родные края. Мцыри не смирился, не отказался от мысли когда-нибудь вновь попасть на родину. Эта мечта вдохновляла его:
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Герой Лермонтова сделал всё, чтобы осуществить свою мечту, пустился в опасное путешествие, рисковал жизнью, но познал, пусть и ненадолго, что такое воля, увидел, хоть и издалека, вожделенный край.
Прямой противоположностью Мцыри является герой романа И. А. Гончарова. Илья Ильич Обломов находится в своём типичном состоянии — он мечтает о будущем счастье, о гармонии, которая заключается для него в выстроенном особым образом доме, полном гостей, с любимой женой, прекрасным садом, вечерним самоваром, звуками балалайки и праздной дворней. Всё это, конечно, прекрасно. Одно плохо — дальше праздных мечтаний дело не идёт. Мечты, родившиеся на диване, сами не в состоянии стать реальностью. Обломов — не плохой человек, не резко отрицательный персонаж, но автору больно, что он бездействует, превращая свою жизнь в пустое существование.
Героя романа Гончарова можно назвать антиподом лермонтовского Мцыри.

