СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 16 № 136

Чем близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твар­дов­ско­го про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, об­ра­щав­ших­ся к теме ис­то­ри­че­ской памяти?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966

1
Задание 10 № 128

Укажите те­ма­ти­че­скую раз­но­вид­ность лирики, к ко­то­рой от­но­сит­ся приведённое стихотворение.


2
Задание 11 № 129

«Есть имена и есть такие даты...» Какой приём ис­поль­зо­ван в пер­вой стро­ке стихотворения?

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 12 № 130

В сло­во­со­че­та­нии «славословья му­зы­кою громкой» ис­поль­зо­ва­но сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на другие. Как оно называется?


4
Задание 13 № 131

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся об­раз­ные определения, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ав­тор­ской си­сте­мы изобразительно-выразительных средств (например, «их па­мя­ти святой»).


5
Задание 14 № 132

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. Т. Твар­дов­ско­го «...Есть имена и есть такие даты...»?


6
Задание 15 № 135

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния видит вину сво­е­го поколения?

Пояснение.

Поэт — это тот, кто сопрягает, со­еди­ня­ет да­ле­ко от­сто­я­щие во вре­ме­ни со­бы­тия и судь­бы живой тка­нью твор­че­ско­го духа. Так рож­да­ет­ся ощу­ще­ние ис­то­ри­че­ской памяти, по­сти­га­ю­щей бег времени. Об этом пишет Твардовский.

Бег вре­ме­ни — глав­ный сим­вол ах­ма­тов­ской по­э­зии — че­ре­да раз­ру­ше­ний и восстановлений. Чем безвыходнее, раз­ру­ши­тель­нее и гу­би­тель­нее ситуация, скла­ды­ва­ю­ща­я­ся во времени, тем вла­сти­тель­нее мощь по­э­ти­че­ско­го слова, эту си­ту­а­цию пре­одо­ле­ва­ю­ще­го и со­хра­ня­ю­ще­го прошлое:

Этой ивы листы в де­вят­на­дца­том веке увяли,

Чтобы в строч­ке стиха се­реб­рить­ся све­жее стократ,

Одичалые розы пур­пур­ным ши­пов­ни­ком стали,

А ли­цей­ские гимны все так же за­здрав­но звучат.

Поэтическое слово у А. Ах­ма­то­вой и есть во­пло­ще­ние памяти. Стихи - это живая связь вре­мен и пре­одо­ле­ние ис­то­ри­че­ских переломов.