СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 17 № 154

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

 

17.1. Как в «Слове о полку Игореве» соотносятся героические и лирические мотивы?

17.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

17.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой?

17.4. Тема Родины в лирике поэтов-шестидесятников.

Пояснение.

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

 

1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

 

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

 

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

 

Комментарии к сочиненям.

 

17.1. Как в «Слове о полку Игореве» соотносятся героические и лирические мотивы?

 

«Слово о полку Игореве» уникально по сочетанию лирического и эпического начала. Сюжет произведения повествует о походе князя Игоря 1185 года. Князь храбрый, мужественный воин, который открыто и искренне любит свою Родину и готов идти на подвиги ради нее. Народ ничем не уступает князьям, он готов сражаться за любимую землю до последнего вздоха. Это эпическое начало. Лирические мотивы вплетаются в повествование: это и описания природы, и поистине народный плач Ярославны. Яркими фольклорными образами наполнено повествование. Это позволяет считать «Слово…» лиро-эпическим произведением.

 

17.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

 

В статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрывается художественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки в последней сцене, над телом мертвой Катерины. В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все... На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.

 

17.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой?

 

Тема Родины − центральная тема творчества многих великих поэтов. Без Родины не мыслили себя Пушкин и Лермонтов, Есенин и Рубцов. Нетрудно провести параллель между стихотворениями перечисленных авторов и стихотворением Анны Ахматовой «...Мне голос был». Как для истинного патриота своей страны для лирического героя Ахматовой не существует выбора между своим краем, «глухим и грешным», и самыми заманчивыми мечтами, вот почему

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Особенностью раскрытия патриотической темы становится в творчестве Ахматовой боль за судьбы России, ведь самой поэтессе пришлось пережить страшные годы репрессий, на собственной шкуре испытать все тяготы и страдания, выпавшие на долю населения России так, как будто она находилась с родиной и людьми в непосредственной связи.

Несмотря на пережитое, позиция А. Ахматовой однозначна: Родину нельзя продать, нельзя обменять — Родина − святое, самое ценное в жизни.

 

17.4. Тема Родины в лирике поэтов-шестидесятников.

 

Настоящий поэт — это певец своей Родины, гуманист и патриот. Римма Казакова в стихотворении «Любить Россию нелегко» предстаёт именно таким человеком. Родина для неё — это основание, которое даёт возможность выживать в любой ситуации.

Образ России не идеализирован, немало на долю её выпало испытаний:

Любить Россию нелегко,

она — в ухабах и траншеях

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.

Героиня не огорчается, что Родина не всегда отвечает взаимностью (...воздастся, может быть, любовью за любовь едва ли...), но другой Родины ей не нужно:

Страна, как истина, одна…

В последней строфе появляется метафора —

Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилят.

Мёд — сладость от осознания своей принадлежности к России, молоко — связь с матерью, которая вскормила, вырастила и продолжает оберегать. Вот почему хоть и нелегко любить Россию, но без этой любви вовсе нельзя.