СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 17 № 17

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

С17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

С17.2. Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

С17.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

С17.4. Тема «странного человека» в русской литературе XIX—XX веков.

Пояснение.

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

 

1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

 

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

 

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

 

С17.4. Тема «странного человека» в русской литературе XIX—XX веков.

 

Тема может быть раскрыта на примере героев рассказа «Юшка» Андрея Платонова, охотника Акима из «Царь-рыбы» Виктора Астафьева и др.

Странный, чудный Юшка из одноименного рассказа Платонова ходит голодный и оборванный, но другому отдаст последнее. Он терпит от всех обиды, но не гневается, а жалеет своих обидчиков. Дети толкали Юшку, смеялись над ним. Вера в то, что они просто не умеют любить человека, спасает героя А. Платонова.

Рядом с Акимом из «Царь-рыбы» отогревается заблудшая душа Эли, которую, помимо матери, бескорыстно пожалел кто-то другой. Невозможно представить астафьевского охотника Акима из «Царь-рыбы» москвичом. Душа героя способна жить лишь на воле. Она протестует, если приходиться ей сталкиваться с чем-то чуждым. Герцева, не способного ни к любви, ни к состраданию, Аким не может принять. Герцев видит в таежном охотнике де-ревенского чудака, презирает его. Но остается жить не он, а «странный человек».

Хорошо, что до сих пор живут на нашей планете люди, согревающие нас своей теплотой и любовью, странные люди...