СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 17 № 2600

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

 

17.1. Каково отношение лирического героя М.Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (По двум–трём стихотворениям М.Ю. Лермонтова.)

17.2. Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?

17.3. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)

17.4. Прошлое России в литературе русской эмиграции.

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

 

17.1. Каково отношение лирического героя М.Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (По двум — трём стихотворениям М. Ю. Лермонтова.)

Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. На его творчестве отразился период николаевской реакции, время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований. Этот мир «рабов и господ» был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности...

Для анализа можно взять стихотворение «Выхожу один я на дорогу...», о котором Добролюбов сказал: «Шедевр, написанный кровью». В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной.

Тема одиночества звучит и в «Думе», в которой поэт обличает свое поколение:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

 

17.2. Какую роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?

Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. В произведениях И. С. Тургенева пейзаж являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей «Отцов и детей».

В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в “Мертвых душах” «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь его разумные проекты. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся и благоухающая», есть символ его чистой души. Сад Одинцовой — «аллеи» стриженых елок, цветочные «оранжереи» - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится, как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны.

Последний пейзаж — это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

По материалам http://www.litra.ru/composition/get/coid/00020301184864069482

 

17.3. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей. Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. И дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину.

 

17.4. Прошлое России в литературе русской эмиграции.

Писатели-эмигранты обращаются к прошлому России, России уходящей. В центре внимания ценности русской жизни: природные, бытовые и духовные.

В автобиографическом романе «Лето Господне» Иван Шмелев создаёт образ патриархальной России. «Христос проповедует лето Господне благоприятное» — это время спасения человечества христианской верой. Автор ведет повествование от лица мальчика Вани Шмелева. События их жизни людей передаются через даты православного календаря. Начинается с главы «Великий пост». Первый день поста — Чистый понедельник. Мальчик просыпается и понимает, что нужно готовить душу. Жить надо как его отец, дедушка и др. Постепенно Ваня ощущает себя частью православного мира, его основы таковы: вера и семья, церковь и дом. Начинает понимать, что у людей есть такой, выше всего на свете — Бог. Всю православную Россию олицетворяет Шмелев в образе Москвы — звуки ее колоколов звучат как «по-м-ни поомни». Шмелев затрагивает важную проблему — разрыв исторической памяти. Герою Шмелева всего 7 лет, но он понимает, что нужно не забывать обычаи предков, а принять их душой и жить по ним. Память и вера — вот что душу готовит!