СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 9 № 31

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л. Н. Толстого?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... — Ферапонтов побежал на двор.

  По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

   Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

1
Задание 1 № 18

Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».


2
Задание 2 № 19

Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?


3
Задание 3 № 20

Назовите приём, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления («...как муравьи из разорённой кочки <...>, проходили и пробегали солдаты»).


4
Задание 4 № 21

Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания («Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! Решилась! Сам запалю. Решилась...»)?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

5
Задание 5 № 22

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

6
Задание 6 № 23

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?


7
Задания Д7 № 24

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.


8
Задание 8 № 30

Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?


9
Задание 7 № 5947

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении составляют его __________. Пожаром охвачены дома и улицы, пожар войны охватил родину. Пожар — ______ непростой эпохи и народной войны.

Пояснение.

Тема человека на войне не раз поднималась в произведениях русской классической литературы. В романе Булгакова «Белая гвардия», в романе А.Толстого «Хождение по мукам», Б. Пастернака «Доктор Живаго», в произведениях советского периода: «Судьба человека» М. Шолохова, «Разгром» А. Фадеева. Следуя традициям Л. Толстого, его последователи показывали, как «обнажается» человек перед лицом опасности, как проявляется его сущность. В суровых условиях острее звучат чувства патриотизма, милосердия, сострадания. Так, в романе А. Фадеева "Разгром" Мечик не может справиться со своими страхами, не способен идти на риск ради товарищей и в конце концов убегает из отряда. Герой Шолохова Андрей Соколов, напротив, не озлобился, не сломался под страшными испытаниями, остался патриотом своей Родины: голодный, измученный физически, он с гордостью смотрит в глаза фашисту, отказываясь пить за победу немецкого оружия. Купец Ферапонтов, герой "Войны и мира", не думает о своем имуществе, готов раздать его, готов сжечь, чтобы не смог враг поживиться его трудами и триумфально пройти по русской земле. Поднятая Толстым проблема истинного и ложного патриотизма близка и Шолохову, и Фадееву. взгляды на проблему у этих писателей схожи.