Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Для вы­пол­не­ния за­да­ния вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пяти пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1–5). На­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Рас­кры­вай­те тему со­чи­не­ния полно и мно­го­ас­пект­но.

Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы ана­ли­зом эле­мен­тов тек­ста про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Вы­яв­ляй­те роль ху­до­же­ствен­ных средств, важ­ную для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Из­бе­гай­те фак­ти­че­ских, ло­ги­че­ских, ре­че­вых оши­бок.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы пись­мен­ной речи.

 

1.  По­че­му, в на­ру­ше­ние хро­но­ло­гии, со­бы­тия, на­чи­на­ю­щие и за­кан­чи­ва­ю­щие роман М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни», про­ис­хо­дят в кре­по­сти?

2.  Можно ли утвер­ждать, что, же­нив­шись на Пше­ни­цы­ной, Об­ло­мов во­пло­тил свой жиз­нен­ный идеал? (По ро­ма­ну И. А. Гон­ча­ро­ва «Об­ло­мов».)

3.  По­че­му глав­ный герой ро­ма­на М. А. Бул­га­ко­ва  — Ма­стер  — не на­зы­ва­ет­ся в тек­сте по имени? (По ро­ма­ну М. А. Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та».)

4.  Твор­че­ство ка­ко­го рус­ско­го поэта вто­рой по­ло­ви­ны XX века за­ин­те­ре­со­ва­ло Вас и по­че­му? (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов: В. С. Вы­соц­ко­го, Е. Ев­ту­шен­ко, А. Воз­не­сен­ско­го.)

5.  Какие эпи­зо­ды ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир», с Вашей точки зре­ния, пред­став­ля­ют ин­те­рес для ху­дож­ни­ка-⁠ил­лю­стра­то­ра? (С опо­рой на текст про­из­ве­де­ния.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным пла­ном.

 

1.  Вступ­ле­ние  — вво­дит в тему, дает пред­ва­ри­тель­ные, общие све­де­ния о той про­бле­ме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме во­прос; быть пред­став­ле­но ваше мне­ние, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го («как вы по­ни­ма­е­те смысл на­зва­ния...»); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский пе­ри­од, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за тек­ста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских тер­ми­нов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы («тема судь­бы», «образ героя»...).

2.  Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го ма­те­ри­а­ла, уме­ние ло­гич­но, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски пра­виль­но, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть  — это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са  — по­ло­же­ния, ко­то­рое вы бу­де­те до­ка­зы­вать. Потом при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из тек­ста.

3.  За­клю­че­ние: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние ска­зан­но­го, за­вер­ше­ние тек­ста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое глав­ное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть ко­рот­кой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим из­ло­же­ни­ем. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к про­из­ве­де­нию, его ге­ро­ям, про­бле­ме. Оно долж­но быть из­ло­же­но кор­рект­но, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оце­нок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

 

4.  Твор­че­ство ка­ко­го рус­ско­го поэта вто­рой по­ло­ви­ны XX века за­ин­те­ре­со­ва­ло Вас и по­че­му? (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов: В. С. Вы­соц­ко­го, Е. Ев­ту­шен­ко, А. Воз­не­сен­ско­го.)

Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го одни на­зы­ва­ют по­этом, дру­гие  — пев­цом, а тре­тьи  — бар­дом. Но как бы кто его ни ха­рак­те­ри­зо­вал, он был, есть и будет оли­це­тво­рен­ной со­ве­стью того по­ко­ле­ния со­вет­ских людей, ко­то­рое в дет­ском воз­расте пе­ре­жи­ло ужасы и по­тря­се­ния Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и по­сле­во­ен­ной раз­ру­хи. Не­смот­ря на то что твор­че­ство В. Вы­соц­ко­го не было от­кро­вен­но дис­си­дент­ским, он все­гда был на осо­бом кон­тро­ле со сто­ро­ны ком­пе­тент­ных ор­га­нов, и ему по­сто­ян­но при­хо­ди­лось оправ­ды­вать­ся за свои песни и свои по­ступ­ки:

Я был душой дур­но­го об­ще­ства.

И я могу ска­зать тебе:

Мою фа­ми­лью, имя, от­че­ство

Пре­крас­но знают в КГБ.

В сти­хо­тво­ре­нии «Се­реб­ря­ные стру­ны» оли­це­тво­ре­ни­ем сво­бо­ды твор­че­ства вы­сту­па­ет из­веч­ная спут­ни­ца  — се­ми­струн­ная ги­та­ра, а се­реб­ря­ные стру­ны  — тот внут­рен­ний голос, то вдох­но­ве­ние, без ко­то­ро­го не может быть твор­че­ства:

Пе­ре­режь­те горло мне, пе­ре­режь­те вены  —

Толь­ко не по­рви­те се­реб­ря­ные стру­ны!

А стихи Вы­соц­ко­го о любви! «Я поля влюб­лен­ным по­сте­лю»... На­сто­я­щие чув­ства. От­но­ше­ния, о ко­то­рых можно толь­ко меч­тать. А стихи о друж­бе! «Если друг ока­зал­ся вдруг и не друг, и не враг, а так...» Как порой не­про­сто от­ли­чить на­сто­я­щую друж­бу от при­я­тель­ских от­но­ше­ний, как са­мо­му на­учить­ся дру­жить и не оши­бить­ся в друге?

Сколь­ко во­про­сов! А от­ве­ты можно найти у Вы­соц­ко­го. Вот по­че­му его по­э­зию труд­но не лю­бить.

 

5.  Какие эпи­зо­ды ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир», с Вашей точки зре­ния, пред­став­ля­ют ин­те­рес для ху­дож­ни­ка-ил­лю­стра­то­ра? (С опо­рой на текст про­из­ве­де­ния.)

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре из­вест­ных эпи­зо­дов ро­ма­на. Пер­вый бал На­та­ши не раз при­вле­кал уже вни­ма­ние ил­лю­стра­то­ров и ху­дож­ни­ков, на­при­мер Л. О. Па­стер­на­ка. Этот же ху­дож­ник ил­лю­стри­ро­вал эпи­зод «На­та­ша Ро­сто­ва и Ан­дрей Бол­кон­ский в Мы­ти­щах». Ин­те­рес­ной будет и ил­лю­стра­ция к фраг­мен­ту, когда Ан­дрей Бол­кон­ский воз­вра­тил­ся к дубу. Каким бы ни был вы­бран­ный вами эпи­зод, не­об­хо­ди­мо до­ка­за­тель­но обос­но­вать, по­че­му он может пред­став­лять ин­те­рес для ху­дож­ни­ка. Во-пер­вых, это будет, ско­рее всего, эпи­зод, близ­кий вам по изоб­ра­же­нию ха­рак­те­ров ге­ро­ев. Во-⁠вто­рых, ве­ро­ят­но, со­бы­тие, опи­сы­ва­е­мое в ро­ма­не, каким-⁠то об­ра­зом может пе­ре­кли­кать­ся с вашим лич­ным опы­том. В-⁠тре­тьих, чув­ства, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют герои Тол­сто­го в при­ведённом фраг­мен­те ро­ма­на, вам лично либо уже зна­ко­мы, либо хо­те­лось бы ис­пы­тать.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие со­чи­не­ния теме и её рас­кры­тие
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­рон­не3
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, но од­но­сто­рон­не2
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, но тема рас­кры­та по­верх­ност­но1
Тема не рас­кры­та0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.)

ИЛИ ар­гу­мен­та­ция под­ме­ня­ет­ся пе­ре­ска­зом тек­ста, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ру­ют­ся тек­стом про­из­ве­де­ния(-ий)

ИЛИ при ар­гу­мен­та­ции (с любым уров­нем при­вле­че­ния тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)) до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на

0
3. Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, два и более из них ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют3
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние

ИЛИ до­пу­ще­но более одной ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
4. Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ных по­вто­ров3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны между собой,

НО

внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ные по­вто­ры

2
В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел,

НО

есть на­ру­ше­ния ком­по­зи­ци­он­ной связи между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

И/ИЛИ мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся

1
В со­чи­не­нии не про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел; до­пу­ще­ны гру­бые на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ча­стей вы­ска­зы­ва­ния, су­ще­ствен­но за­труд­ня­ю­щие по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния0
5. Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­на одна ре­че­вая ошиб­ка3
До­пу­ще­ны две-три ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­ны че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
6. Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
7. Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
8. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние18
Раздел кодификатора ФИПИ: