Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости?
2. Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
3. Почему главный герой романа М. А. Булгакова — Мастер — не называется в тексте по имени? (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
4. Творчество какого русского поэта второй половины
5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)
При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия...»); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»...).
2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
4. Творчество какого русского поэта второй половины
Владимира Высоцкого одни называют поэтом, другие — певцом, а третьи — бардом. Но как бы кто его ни характеризовал, он был, есть и будет олицетворенной совестью того поколения советских людей, которое в детском возрасте пережило ужасы и потрясения Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи. Несмотря на то что творчество В. Высоцкого не было откровенно диссидентским, он всегда был на особом контроле со стороны компетентных органов, и ему постоянно приходилось оправдываться за свои песни и свои поступки:
Я был душой дурного общества.
И я могу сказать тебе:
Мою фамилью, имя, отчество
Прекрасно знают в КГБ.
В стихотворении «Серебряные струны» олицетворением свободы творчества выступает извечная спутница — семиструнная гитара, а серебряные струны — тот внутренний голос, то вдохновение, без которого не может быть творчества:
Перережьте горло мне, перережьте вены —
Только не порвите серебряные струны!
А стихи Высоцкого о любви! «Я поля влюбленным постелю»... Настоящие чувства. Отношения, о которых можно только мечтать. А стихи о дружбе! «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так...» Как порой непросто отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, как самому научиться дружить и не ошибиться в друге?
Сколько вопросов! А ответы можно найти у Высоцкого. Вот почему его поэзию трудно не любить.
5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.)
Тема может быть раскрыта на примере известных эпизодов романа. Первый бал Наташи не раз привлекал уже внимание иллюстраторов и художников, например Л. О. Пастернака. Этот же художник иллюстрировал эпизод «Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах». Интересной будет и иллюстрация к фрагменту, когда Андрей Болконский возвратился к дубу. Каким бы ни был выбранный вами эпизод, необходимо доказательно обосновать, почему он может представлять интерес для художника. Во-первых, это будет, скорее всего, эпизод, близкий вам по изображению характеров героев. Во-вторых, вероятно, событие, описываемое в романе, каким-то образом может перекликаться с вашим личным опытом. В-третьих, чувства, которые испытывают герои Толстого в приведённом фрагменте романа, вам лично либо уже знакомы, либо хотелось бы испытать.

