Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.
— Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
— Батюшка-то наш! Орёл! — проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как и в чём проявляется авторская симпатия к героям, представленным в данной сцене?
2. Д. И. Писарев после прочтения романа «Война и мир» сказал: «Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
1. Основные понятия, характеризующие всех членов семьи Ростовых, — это простота, широта души, жизнь чувством, естественность. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт — не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни». Представители этой семьи эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих. И создают ее сами люди. Глава семьи — старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми. В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. В романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей — это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, — то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», — говорят знакомые после смерти старого графа.
Именно поэтому Л. Н. Толстой и симпатизирует графу. Доказательств этому в тексте много: это и отношение окружающих к нему: «...все, что только было в зале с улыбкою радости смотрело на него... »; «батюшка-то наш! Орел!...», «пленял зрителей...» и так далее. Обратим внимание на обилие гостей, собравшихся посмотреть пляску графа.
А также в тех средствах выразительности, которые используются автором при описании своего героя:
— эпитеты;
— лексические повторы;
— экспрессивную лексику.
2. Приведённый фрагмент романа Л. Н. Толстого «Война и мир» подтверждает мнение Д. И. Писарева. Сцена в доме у дядюшки, где «папа» танцует, создана с такой теплотой и точностью, что читатель словно попадает в эпизод, переживает событие вместе с героями, чувствует эмоциональный подъём момента. Все герои как живые, у читателя не вызывает сомнения, что описываемые события были наверняка, а не придуманы автором. Наташа непосредственная, искренняя, любящая «папа» и весь мир вокруг. Героиня словно живет своей жизнью. Известно, что сам Толстой признавался, что его любимая героиня не всегда «слушалась» авторского замысла, а порой «поступала» так, как изначально не планировалось. Это еще раз подтверждает высказывание Писарева о толстовском романе.

