Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
…К великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша.
— Почему так? — спросил я его, скрывая свою досаду.
— Потому, — отвечал он, — что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы.
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, — сказал он, — сдержишь ли ты своё слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»
— Не твоё дело, — отвечал я нахмурясь, — кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.
— Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.
— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг.
Кровь моя закипела.
— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая своё негодование.
— А потому, — отвечал он с адской усмешкою, — что знаю по опыту её нрав и обычай.
— Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжёшь самым бесстыдным образом.
Швабрин переменился в лице.
— Это тебе так не пройдёт, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.
— Изволь; когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.
Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Пётр Андреич! — сказал он, увидя меня, — добро пожаловать! Как это вас бог принёс? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, — сказал он мне, — что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том
был свидетелем? Так ли? смею спросить».
— Точно так.
(А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как приведённый фрагмент перекликается с содержанием заглавного эпиграфа к «Капитанской дочке»?
5.2. Какую роль в приведённом фрагменте «Капитанской дочки» играет антитеза?
5.1. Эпиграфом к «Капитанской дочке» стали слова пословицы «Береги честь смолоду». На страницах пушкинского произведения мы видим характеры, о которых наверняка можно сказать: «Он человек чести». Таков отец Петра Гринёва, таков капитан Миронов, таков и главный герой романа — сам Пётр Гринёв. Следуя завету отца, он во всех своих поступках руководствуется судом чести. Не исключением стал и его конфликт со Швабриным. В приведённом отрывке Гринёв решительно готов даже жизнь отдать, только бы отстоять честь Маши, своей возлюбленной. Он смело выражает своё отношение к Швабрину: «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжёшь самым бесстыдным образом». Не раздумывая, Гринёв принимает вызов Швабрина.
Таким образом, приведённый фрагмент перекликается с содержанием заглавного эпиграфа к «Капитанской дочке».
5.2. Антитеза — приём, заключающийся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. На контрасте даны в приведённом фрагменте «Капитанской дочки» образы Гринёва и Швабрина. Швабрин готов оклеветать человека, лгать и изворачиваться для достижения своих корыстных целей. Гринёв решительно готов даже жизнь отдать, только бы отстоять честь Маши, своей возлюбленной. Он смело выражает своё отношение к Швабрину, бросая ему прямо в глаза: «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжёшь самым бесстыдным образом». Следуя завету отца, он во всех своих поступках руководствуется судом чести.
Таким образом, антитеза помогает раскрыть характеры героев, их внутренние переживания, намечая конфликт, зарождающийся между Гринёвым и Швабриным.

