Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

РОС­СИЯ

Опять, как в годы зо­ло­тые,

Три стёртых треп­лют­ся шлеи,

И вяз­нут спицы рас­пис­ные

В рас­хля­бан­ные колеи...

 

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые, —

Как слёзы пер­вые любви!

 

Тебя жа­леть я не умею

И крест свой бе­реж­но несу...

Ка­ко­му хо­чешь ча­ро­дею

Отдай раз­бой­ную красу!

 

Пус­кай за­ма­нит и об­ма­нет, —

Не про­падёшь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит

Твои пре­крас­ные черты...

 

Ну что ж? Одной за­бо­той боле —  

Одной сле­зой река шум­ней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узор­ный до бро­вей...

 

И не­воз­мож­ное воз­мож­но,

До­ро­га дол­гая легка,

Когда блеснёт в дали до­рож­ной

Мгно­вен­ный взор из-⁠под плат­ка,

Когда зве­нит тос­кой острож­ной

Глу­хая песня ям­щи­ка!..

 

А. А. Блок, 1908

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1.  Ги­пер­бо­ла.

2.  Ин­вер­сия.

3.  Иро­ния.

4.  Эпи­тет.

5.  Эпи­фо­ра.

6.  Срав­не­ние.

7.  Ана­фо­ра.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ин­вер­сия  — это одна из часто встре­ча­ю­щих­ся сти­ли­сти­че­ских фигур, обо­рот по­э­ти­че­ской речи, за­клю­ча­ю­щий­ся в свое­об­раз­ной рас­ста­нов­ке слов в грам­ма­ти­че­ском пред­ло­же­нии, на­ру­ша­ю­щей обыч­ный по­ря­док; под­ле­жа­щее  — после ска­зу­е­мо­го, опре­де­ле­ние  — после опре­де­ля­е­мо­го слова, отрыв эпи­те­та от опре­де­ля­е­мо­го слова и тому по­доб­ное:

Пус­кай за­ма­нит и об­ма­нет, —

Не про­падёшь, не сги­нешь ты...

Эпи­тет  — это слово, опре­де­ля­ю­щее, по­яс­ня­ю­щее, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее какое-⁠ни­будь свой­ство или ка­че­ство по­ня­тия, яв­ле­ния, пред­ме­та, он опре­де­ля­ет какую-⁠либо сто­ро­ну или свой­ство яв­ле­ния лишь в со­че­та­нии с опре­де­ля­е­мым сло­вом, на ко­то­рое он и пе­ре­но­сит своё зна­че­ние, свои при­зна­ки: пре­крас­ные черты.

 

ВНИ­МА­НИЕ! В за­да­нии тре­бу­ет­ся найти сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти в ЧЕТВЁРТОЙ стро­фе - будь­те вни­ма­тель­ны, читая за­да­ние!

 

Ответ: 24.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 22. А. А. Блок. Сти­хо­тво­ре­ния
1
Тип 6 № 9207
i

Для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти речи А. Блок от­сту­па­ет от обыч­но­го по­ряд­ка слов, ис­поль­зуя ___________. Для со­зда­ния яр­ко­го об­ра­за Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся ху­до­же­ствен­ные опре­де­ле­ния  — ________.


2
Тип 7 № 8
i

На­зо­ви­те мо­дер­нист­ское по­э­ти­че­ское те­че­ние на­ча­ла XX века, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го яв­лял­ся А. А. Блок.


3
Тип 9 № 8601
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Что придаёт цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?

2.  Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Блока иг­ра­ют об­ра­зы-⁠сим­во­лы?


4
Тип 10 № 8870
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром вос­со­здан образ Рос­сии. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока.


5

6
Тип Д10 C3 № 15
i

Что придаёт цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?


7
Тип Д11 C4 № 16
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вос­со­здан образ Рос­сии и в чём их сход­ство и раз­ли­чие со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?