СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 16 № 1104

В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским стихотворением?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

K***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

А. С. Пушкин, 1825

1
Задание 10 № 1096

Укажите классический лирический жанр, к которому принадлежит стихотворение А. С. Пушкина «К***».

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 11 № 1097

Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («Тянулись тихо дни мои»).

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 12 № 1098

Все строки последней строфы стихотворения начинаются одинаково. Как называется эта стилистическая фигура?


4
Задание 13 № 1099

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А. С. Пушкиным в стихотворении «К***». Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

 

1) гротеск

2) сравнение

3) эпитет

4) ирония

5) инверсия


5
Задание 14 № 1100

Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «К***» (без указания количества стоп)?


6
Задание 15 № 1103

Как по смыслу связаны между собой строфы 4 и 6 стихотворения и как они выражают главную мысль автора?

Пояснение.

Практически у каждого крупного поэта есть стихотворения, относящиеся к любовной лирике. Среди всего многообразия мы можем найти такие, которые показывают «воскрешение» человека с приходом любви. Например, об этом говорится в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Валерик» или в стихотворении С. А. Есенина «Заметался пожар голубой...».

 

Можно пойти по другому пути и сопоставить стихотворения других поэтов, показав силу любви. Например, «О как убийственно мы любим» Ф. И. Тютчева. Автор, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть.

 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

 

Ф. И. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее. Все стихотворение пропитано тоской и грустью. Тютчев пишет не о выдуманной судьбе влюбленного человека, а о своей собственной. Даже больше о судьбе Денисьевой, чем о своей.

 

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

 

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.

 

В конце Ф. И. Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Одновременно повтором первого четверостишия поэт показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать. Любовь — всепоглощающее чувство, как и в стихотворении А. С. Пушкина, но если у Ф. И. Тютчева любовь убивает, приносит страдания, то у А. С. Пушкина это чувство созидательно, оно возрождает лирического героя к жизни.