Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. 1. Предпочтение Софьи в пользу незаметного Молчалина многие читатели осуждают. А каково Ваше мнение?
2. Как в творчестве Ф. И. Тютчева решается вопрос о месте человека в мироздании?
3. Почему в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» нет главного героя?
4. Женский подвиг ради любви. (На примере произведений одного из писателей: А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.)
5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы
Комментарий к темам сочинений
1. Предпочтение Софьи в пользу незаметного Молчалина многие читатели осуждают. А каково Ваше мнение?
Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья — Молчалин — Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина. Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время как Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем же ездить так далеко?». К объективным причинам относится и то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, неизбежно обрекали Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Одной из субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг» (Фамусов). Любовник-слуга — «идеальный роман», как будто из французских книг. Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому и ошиблась, ведь её возлюбленный оказался негодяем. Финал пьесы драматичен: узнав правду, герои понимают свои ошибки, но очень поздно.
2. Как в творчестве Ф. И. Тютчева решается вопрос о месте человека в мироздании?
Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») — находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» — символ стихии мироздания — становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней — именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны — и его величие, гармония в самой стихийности; Человек — песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром — и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
3. Почему в системе образов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» нет главного героя?
Особенностью драматургии Чехова является то, что в его пьесах нельзя выделить главного героя. Вся система образов важна для раскрытия темы. Образы пьесы «Вишнёвый сад» представляют, с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинская интеллигенция, отчасти крестьяне), с другой стороны — эти группы отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Особое место занимает образ вишневого сада как олицетворение самой России.
4. Женский подвиг ради любви (На примере произведений одного из писателей: А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского).
Тема может быть раскрыта на примере поэмы Некрасова «Русские женщины» (образы Волконской и Трубецкой), романа Толстого «Война и мир» (образ Наташи).
5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы
Тема может быть раскрыта на примере романа Дж. Оруэлла «1984». В произведении нетрадиционный подход к раскрытию темы. В новом государстве должны быть разрушены семейные узы, люди не должны привязываться друг к другу, потому что совместные проблемы и радости объединяют, а это не в планах Океании. Любви не будет существовать в будущем, брак может быть построен только на необходимости произвести потомство, детей будут забирать и передавать в специальные интернаты, чтобы вырастить из них достойных последователей партии. Дети доносят на отца — так, сосед Уинстона Парсонс угодил в тюрьму по доносу своих детей. Такое общество страшно, потому что рушит самое святое.

