Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
2. Можно ли осуждать отношения Ф. И. Тютчева с Е. А. Денисьевой? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
4. Образ матери в русской поэзии. (На примере произведений одного из поэтов: Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского.)
5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарий к темам сочинений
1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
2. Можно ли осуждать отношения Ф. И. Тютчева с Е. А. Денисьевой? Обоснуйте свою точку зрения.
Есть ли у нас право осуждать? Каждому предстоит прожить свою жизнь — так есть ли основания у нас становиться судьёй чужой? Мой ответ однозначен: нет, не возьму я на себя смелость судить, тем более судить гения.
Любовь в поэзии Тютчева — грозовая, губительная страсть. Поэту пришлось испытать такую страсть, ставшую для него роком и счастьем одновременно.
Эта «блаженно-роковая» любовь продолжалась в течение пятнадцати лет и оборвалась лишь со смертью Елены Александровны. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей, по свидетельству Георгиевского, хорошо знавшего обоих, испытать «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...».
Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось.
Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось.
Стихи, посвященные Елене Александровне, — это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.
3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
4. Образ матери в русской поэзии. (На примере произведений одного из поэтов: Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского.)
Глубоко тема матери звучит в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Образ женщины-матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.
Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
В «Письме матери» Есенина — настоящий гимн терпению матерей.
Все стихи, посвященные матери, Александра Трифоновича Твардовского, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время, и невозможность вернуться домой в детство:
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
И хотя в чужой стороне все не такое, как в родном краю, все чужое, и хотя возвращение домой невозможно, песня матери всегда оставалась «в памяти жива» и она помогала жить. Стихотворение наполнено истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.
5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)
Тема может быть раскрыта на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и одноименного фильма Сергея Бондарчука. Может ли фильм, даже очень хороший, заменить прочтение книги? Можно сравнить экранизацию Бондарчука и современную постановку британской кинокомпании по сценарию Эндрю Дэвиса. Видение режиссера может быть очень далеким от первоисточника — книги, по мотивам которой создаётся фильм, как это произошло с британской версией экранизации. Поэтому, безусловно, фильм может быть лишь прекрасным дополнением к книге, но не ее заменой. И, конечно же, создавая кино, режиссёрам не мешало бы разобраться в авторском видении проблем книги.

