Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Для вы­пол­не­ния за­да­ния вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пяти пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1–5). На­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Рас­кры­вай­те тему со­чи­не­ния полно и мно­го­ас­пект­но.

Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы ана­ли­зом эле­мен­тов тек­ста про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Вы­яв­ляй­те роль ху­до­же­ствен­ных средств, важ­ную для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Из­бе­гай­те фак­ти­че­ских, ло­ги­че­ских, ре­че­вых оши­бок.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы пись­мен­ной речи.

 

1.  Озна­ча­ет ли тра­ги­че­ский финал поэмы М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» то, что её глав­ный герой слом­лен?

2.  В чём смысл со­по­став­ле­ния об­ра­зов Ка­те­ри­ны и Вар­ва­ры? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».)

3.  Как в прозе М. А. Бул­га­ко­ва рас­кры­ва­ет­ся тема нрав­ствен­но­го вы­бо­ра че­ло­ве­ка? (По ро­ма­ну «Белая гвар­дия» или «Ма­стер и Мар­га­ри­та».)

4.  Пред­ви­де­ние в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре. (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из пи­са­те­лей: бра­тьев Бо­ри­са и Ар­ка­дий Стру­гац­ких, Дж. Ору­эл­ла, Ев­ге­ния За­мя­ти­на.)

5.  Роль ги­пер­бо­лы в про­из­ве­де­ни­ях Н. В. Го­го­ля. (На при­ме­ре од­но­го или двух про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ком­мен­та­рии к со­чи­не­ни­ем

 

1.  Озна­ча­ет ли тра­ги­че­ский финал поэмы М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» то, что её глав­ный герой слом­лен? Поэма М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» от­но­сит­ся к ро­ман­ти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям. Герою, по­слуш­ни­ку Мцыри, свой­ствен­ны ис­клю­чи­тель­ные ка­че­ства  — сво­бо­до­лю­бие, гор­дое оди­но­че­ство, не­обык­но­вен­но силь­ное чув­ство любви к ро­ди­не. Не­смот­ря на тра­ги­че­ский финал, Мцыри ду­хов­но не слом­лен, при­бли­же­ние смер­ти не ослаб­ля­ет его духа. Такой исход лишь сви­де­тель­ству­ет о том, что об­сто­я­тель­ства ока­за­лись не­пре­одо­ли­мы­ми, и он на­прас­но спо­рил с судь­бой. И это  — еще один при­знак ро­ман­тиз­ма в поэме: вызов при­род­ным силам и судь­бе, ко­то­рый за­кан­чи­ва­ет­ся ги­бе­лью ро­ман­ти­че­ско­го героя.

 

2.  В чём смысл со­по­став­ле­ния об­ра­зов Ка­те­ри­ны и Вар­ва­ры? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».)

В ста­тье Н. А. Доб­ро­лю­бо­ва «Луч света в тем­ном цар­стве», на­пи­сан­ной в 1860 году, рас­кры­ва­ет­ся­ху­до­же­ствен­ный смысл и об­ще­ствен­ное зна­че­ние драмы Ост­ров­ско­го «Гроза». Ка­те­ри­на  — на­ту­ра цель­ная, силь­ная. В драме не­од­но­крат­но по­яв­ля­ет­ся образ птицы, по­мо­га­ю­щий по­нять глав­ное в ха­рак­те­ре ге­ро­и­ни: образ птицы  — сим­вол воли. Ка­те­ри­на не спо­соб­на на обман, не может жить во лжи, сми­рять­ся с хан­жен­ством и са­мо­дур­ством, по­это­му смерть Ка­те­ри­ны, по­лю­бив­шей так, как могут лю­бить толь­ко очень силь­ные на­ту­ры, в конце драмы за­ко­но­мер­на  — для нее нет иного вы­хо­да. Жизнь по за­ко­нам «тем­но­го цар­ства» для нее хуже смер­ти, смер­ти души, страш­нее ги­бе­ли те­лес­ной. Ей не нужна такая жизнь, и она пред­по­чи­та­ет с ней рас­стать­ся.

В про­ти­во­вес Ка­те­ри­не Вар­ва­ра умеет при­спо­саб­ли­вать­ся к тем­но­му цар­ству. Ее не­до­воль­ство су­ще­ству­ю­щи­ми по­ряд­ка­ми не при­во­дит к ак­тив­но­му про­те­сту, она пред­по­чи­та­ет жить об­ма­ном, как все... На этом фоне Ка­те­ри­на  — един­ствен­ная спо­соб­ная на про­тест лич­ность.

3.  Как в прозе М. А. Бул­га­ко­ва рас­кры­ва­ет­ся тема нрав­ствен­но­го вы­бо­ра че­ло­ве­ка? (По ро­ма­ну «Белая гвар­дия» или «Ма­стер и Мар­га­ри­та».)

Про­бле­ма нрав­ствен­но­го вы­бо­ра че­ло­ве­ка вечна. Не­одо­ли­мо веч­ное стрем­ле­ние людей к добру. И порой не­пред­ска­зу­е­мо про­ти­во­бор­ство добра и зла в нашем мире. Про­шло два­дцать веков, а оли­це­тво­ре­ние добра и любви  — Иисус Хри­стос  — жив в душах людей, хотя ис­ку­ше­ний от­ка­зать­ся от него с каж­дым днем ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше.

М. А. Бул­га­ков в ро­ма­не «Ма­стер и Мар­га­ри­та» опи­сы­ва­ет со­бы­тия два­дца­тых годов два­дца­то­го века и со­бы­тия биб­лей­ских вре­мен. Дей­ствия, про­ис­хо­дя­щие в раз­ное время объ­еди­не­ны одной идеей  — по­ис­ком ис­ти­ны и борь­бой за нее.В еван­гель­ской ле­ген­де о Пон­тие Пи­ла­те, по-сво­е­му пе­ре­осмыс­лен­ной Бул­га­ко­вым, за­ло­же­ны веч­ные ис­ти­ны, ко­то­рые, бу­дучи за­бы­ты­ми, не­пре­мен­но на­пом­нят о себе нрав­ствен­ной де­гра­да­ци­ей об­ще­ства. Как свя­за­ны ер­ша­ла­им­ские главы с ос­нов­ным со­дер­жа­ни­ем ро­ма­на?

Боль­шое ко­ли­честв как явных, так и тон­чай­ших па­рал­ле­лей свя­зы­ва­ют изоб­ра­же­ние Ер­ша­лаи­ма и Моск­вы два­дца­тых годов XX века. Герои и вре­ме­на, в них опи­сан­ные, как будто раз­ные, а суть одна  — Враж­да, не­до­ве­рие к людям ина­ко­мыс­ля­щим, за­висть цар­ству­ет и в мире, ко­то­рый « окру­жа­ет Ма­сте­ра. Их об­на­жа­ет Во­ланд. Во­ланд  — это ху­до­же­ствен­но пе­ре­осмыс­лен­ный ав­то­ром образ Са­та­ны Са­та­на и его по­мощ­ни­ки тво­рят зло. Их цель  — об­на­жать сущ­ность яв­ле­ний, вы­све­чи­вать, уси­ли­вать, вы­став­лять на все­об­щее обо­зре­ние не­га­тив­ные яв­ле­ния в че­ло­ве­че­ском об­ще­стве. Как люди теряю свое лицо и как про­ти­во­сто­ят злу, по­ка­за­но Бул­га­ко­вым ярко, на­гляд­но, за­хва­ты­ва­ю­ще.

 

4.  Пред­ви­де­ние в рус­ской и за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре. (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из пи­са­те­лей: бра­тьев Бо­ри­са и Глеба Стру­гац­ких, Дж. Ору­эл­ла, Ев­ге­ния За­мя­ти­на.)

В осо­бом ска­зоч­ном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Го­ры­ны­чем раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ствие самой жиз­не­ра­дост­ной по­ве­сти Стру­гац­ких «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту», где герой пу­те­ше­ству­ет в Опи­сан­ное Бу­ду­щее (как пред­став­ля­ют его пи­са­те­ли-⁠фан­та­сты): «В боль­шин­стве своем... люди были какие-⁠то не­ре­аль­ные, го­раз­до менее ре­аль­ные, чем мо­гу­чие, слож­ные... ме­ха­низ­мы...» Здесь видно, что пи­са­те­лей люди за­ни­ма­ют куда боль­ше самой фан­та­сти­че­ской тех­ни­ки. Тех­ни­ка и на­уч­ные до­сти­же­ния в этих про­из­ве­де­ни­ях, ко­неч­но, есть. Более того, имен­но в ран­них вещах Стру­гац­кие и со­зда­ют свой фан­та­сти­че­ский мир с глай­де­ра­ми, скор­че­ра­ми, нуль-⁠транс­пор­ти­ров­кой и тому по­доб­ным. Но все это не более чем фон, пре­крас­но вы­пи­сан­ный, про­ду­ман­ный, почти ощу­ти­мый, но все же фон.

Дей­ствие дру­гих, осо­бен­но позд­них, про­из­ве­де­ний раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в более или менее ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти («Пик­ник на обо­чи­не», «За мил­ли­ард лет до конца света»). В «Пик­ни­ке...» в ре­аль­ную дей­стви­тель­ность вкли­ни­ва­ет­ся жут­кий фан­та­сти­че­ский мир Зоны. Стран­ные со­бы­тия на­ру­ша­ют раз­ме­рен­ность нашей жизни и в дру­гих кни­гах.

Опи­сан­ные миры вовсе не пре­крас­ны, не­ко­то­рые из них про­сто чу­до­вищ­ны. Ужас­ны даже не сами миры, а люди, их на­се­ля­ю­щие. Что страш­нее: не­по­нят­ный Лес или не­по­нят­но чем за­ни­ма­ю­ще­е­ся Управ­ле­ние по делам Леса?

Про­бле­мы, ко­то­рые ста­вят Стру­гац­кие в своих кни­гах,  — это веч­ные про­бле­мы ли­те­ра­ту­ры. Во­прос о цен­но­сти жизни каж­до­го че­ло­ве­ка ста­вил­ся рус­ской ли­те­ра­ту­рой с не­за­па­мят­ных вре­мен, и Стру­гац­кие не могли обой­ти его сто­ро­ной. Можно ли по­жерт­во­вать жиз­нью од­но­го ре­аль­но­го че­ло­ве­ка ради по­тен­ци­аль­ной без­опас­но­сти всей Земли? Может ли че­ло­век вме­ши­вать­ся в чужую ис­то­рию, оста­ва­ясь бес­при­страст­ным, оста­ва­ясь че­ло­ве­ком?

Про­грес­сор Антон (он же дон Ру­ма­та из Ар­ка­нар­ско­го ко­ро­лев­ства) из по­ве­сти «Труд­но быть богом» богом остать­ся не смог. Он по-че­ло­ве­че­ски мстит за своих близ­ких, а дру­гие зем­ля­не не по­ни­ма­ют его.

Нель­зя осчаст­ли­вить про­тив же­ла­ния, нель­зя еди­ным махом осчаст­ли­вить всех. Одна из важ­ных черт позд­них Стру­гац­ких  — от­сут­ствие не толь­ко го­то­вых ре­цеп­тов и со­ве­тов, но и во­об­ще от­кры­тый финал. Для боль­шин­ства вещей конец дол­жен до­ду­мы­вать чи­та­тель.

 

5.  Роль ги­пер­бо­лы в про­из­ве­де­ни­ях Н. В. Го­го­ля. (На при­ме­ре од­но­го или двух про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля.)

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре по­ве­сти Го­го­ля «Ши­нель». Го­голь рас­ска­зы­ва­ет о жизни и смер­ти «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка». Чтобы глуб­же и пол­нее рас­крыть образ Баш­мач­ки­на, пи­са­тель ис­поль­зу­ет такой ху­до­же­ствен­ный прием, как ги­пер­бо­ла.

Ги­пер­бо­ли­че­ские нотки про­смат­ри­ва­ют­ся везде, уже на­чи­ная с опи­са­ния рож­де­ния героя. Долго му­чи­лись, вы­би­рая имя мла­ден­ца, но не нашли ни­че­го лучше имени, чем Ака­кий.

Ги­пер­бо­ла уси­ли­ва­ет гне­ту­щее со­сто­я­ние от опи­са­ния служ­бы Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча в де­пар­та­мен­те: че­ло­век, не бле­щу­щий умом и не име­ю­щий ни­ка­ких ин­те­ре­сов, кроме слу­жеб­ных, Ака­кий Ака­ки­е­вич жил сво­и­ми бу­ма­га­ми: «Вряд ли где можно было найти че­ло­ве­ка, ко­то­рый так жил бы в своей долж­но­сти... он слу­жил с лю­бо­вью». Баш­мач­кин го­во­рит толь­ко пред­ло­га­ми, на­ре­чи­я­ми и ча­сти­ца­ми, никак не может за­кон­чить фразу. Это под­чер­ки­ва­ет край­нюю ро­бость героя, за­би­тость, не­уве­рен­ность.

Смерть Баш­мач­ки­на тоже ги­пер­бо­ли­зи­ро­ва­на: уме­реть от рас­строй­ства после по­те­ри ши­не­ли!

Воз­мож­но рас­кры­тие темы на при­ме­ре дру­гих про­из­ве­де­ний Го­го­ля: поэмы «Мёртвые души», ко­ме­дии «Ре­ви­зор» и дру­гих.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие со­чи­не­ния теме и её рас­кры­тие
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­рон­не3
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, но од­но­сто­рон­не2
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, но тема рас­кры­та по­верх­ност­но1
Тема не рас­кры­та0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.)

ИЛИ ар­гу­мен­та­ция под­ме­ня­ет­ся пе­ре­ска­зом тек­ста, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ру­ют­ся тек­стом про­из­ве­де­ния(-ий)

ИЛИ при ар­гу­мен­та­ции (с любым уров­нем при­вле­че­ния тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)) до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на

0
3. Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, два и более из них ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют3
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние

ИЛИ до­пу­ще­но более одной ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
4. Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ных по­вто­ров3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны между собой,

НО

внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ные по­вто­ры

2
В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел,

НО

есть на­ру­ше­ния ком­по­зи­ци­он­ной связи между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

И/ИЛИ мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся

1
В со­чи­не­нии не про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел; до­пу­ще­ны гру­бые на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ча­стей вы­ска­зы­ва­ния, су­ще­ствен­но за­труд­ня­ю­щие по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния0
5. Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­на одна ре­че­вая ошиб­ка3
До­пу­ще­ны две-три ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­ны че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
6. Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
7. Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
8. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние18
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2014 по ли­те­ра­ту­ре
Раздел кодификатора ФИПИ: