Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д6 C1 № 2125
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ме­ле­хов­ский двор — на самом краю ху­то­ра. Во­рот­ца со ско­ти­нье­го база ведут на север к Дону. Кру­той вось­ми­са­жен­ный спуск меж зам­ше­лых в про­зе­ле­ни ме­ло­вых глыб, и вот берег: пер­ла­мут­ро­вая рос­сыпь ра­ку­шек, серая из­ло­ми­стая кайма на­це­ло­ван­ной вол­на­ми галь­ки и даль­ше — пе­ре­ки­па­ю­щее под вет­ром воронёной рябью стре­мя Дона. На во­сток, за крас­но­та­лом гу­мен­ных плет­ней, — Гет­ман­ский шлях, по­лын­ная про­седь, ис­топ­тан­ный кон­ски­ми ко­пы­та­ми бурый, жи­ву­що́й при­до­рож­ник, ча­со­вен­ка на раз­вил­ке; за ней — задёрну­тая те­ку­чим ма­ре­вом степь. С юга — ме­ло­вая хреб­ти­на горы. На запад — улица, про­ни­зы­ва­ю­щая пло­щадь, бе­гу­щая к зай­ми­щу.

В пред­по­след­нюю ту­рец­кую кам­па­нию вер­нул­ся в хутор казак Ме­ле­хов Про­ко­фий. Из Ту­рет­чи­ны привёл он жену — ма­лень­кую, за­ку­тан­ную в шаль жен­щи­ну. Она пря­та­ла лицо, редко по­ка­зы­вая тос­ку­ю­щие оди­ча­лые глаза. Пахла шёлко­вая шаль далёкими не­ве­до­мы­ми за­па­ха­ми, ра­дуж­ные узоры её пи­та­ли бабью за­висть. Плен­ная тур­чан­ка сто­ро­ни­лась род­ных Про­ко­фия, и ста­рик Ме­ле­хов вско­ре от­де­лил сына. В ку­рень его не ходил до смер­ти, не за­бы­вая обиды.

Про­ко­фий об­стро­ил­ся скоро: плот­ни­ки сру­би­ли ку­рень, сам при­го­ро­дил базы для ско­ти­ны и к осени увёл на новое хо­зяй­ство сгорб­лен­ную ино­зем­ку-⁠жену. Шёл с ней за арбой с иму­ще­ством по ху­то­ру — вы­сы­па­ли на улицу все, от мала до ве­ли­ка. Ка­за­ки сдер­жан­но по­сме­и­ва­лись в бо­ро­ды, го­ло­си­сто пе­ре­кли­ка­лись бабы, орда не­мы­тых ка­за­чат улю­лю­ка­ла Про­ко­фию вслед, но он, рас­пах­нув чек­мень, шел мед­лен­но, как по па­хот­ной бо­роз­де, сжи­мал в чёрной ла­до­ни хруп­кую кисть же­ни­ной руки, не­по­кор­но нёс белёсо-⁠чу­ба­тую го­ло­ву, — лишь под ску­ла­ми у него пухли и ка­та­лись жел­ва­ки да про­меж ка­мен­ных, по все­гдаш­ней не­по­движ­но­сти, бро­вей про­сту­пил пот.

С той поры редко ви­де­ли его в ху­то­ре, не бывал он и на май­да­не. Жил в своём ку­ре­не, на от­ши­бе у Дона, би­рю­ком. Гу­та­ри­ли про него по ху­то­ру чудно́е. Ре­бя­тиш­ки, пас­шие за про­го­ном телят, рас­ска­зы­ва­ли, будто ви­де­ли они, как Про­ко­фий ве­че­ра­ми, когда вянут зори, на руках носил жену до Та­тар­ско­го ажник кур­га­на. Сажал её там на ма­куш­ке кур­га­на, спи­ной к ис­то­чен­но­му сто­ле­ти­я­ми нозд­ре­ва­то­му камню, са­дил­ся с ней рядом, и так по­дол­гу гля­де­ли они в степь. Гля­де­ли до тех пор, пока ис­ту­ха­ла заря, а потом Про­ко­фий кутал жену в зипун и на руках от­но­сил домой. Хутор те­рял­ся в до­гад­ках, подыс­ки­вая объ­яс­не­ние таким ди­ко­вин­ным по­ступ­кам...

М. А. Шо­ло­хов «Тихий Дон»


В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей изоб­ра­же­ны на­род­ная жизнь и на­род­ные ха­рак­те­ры и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны шо­ло­хов­ско­му «Ти­хо­му Дону»?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

«Мысль на­род­ная» зву­чит в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».

Тема на­род­ной войны зву­чит в об­ра­зе Ти­хо­на Щер­ба­то­го, со­здан­но­го Л. Тол­стым. Этот герой, без­услов­но, по­ле­зен в пар­ти­зан­ской войне; же­сто­кий и без­жа­лост­ный к вра­гам, этот ха­рак­тер есте­стве­нен, но Тол­сто­му мало сим­па­ти­чен. Образ дан­но­го пер­со­на­жа не­од­но­зна­чен, как не­од­но­зна­чен и образ Пла­то­на Ка­ра­та­е­ва. При встре­че и зна­ком­стве с Пла­то­ном Ка­ра­та­е­вым Пьера по­ра­жа­ет тепло, доб­ро­ду­шие, уют, спо­кой­ствие, ис­хо­дя­щие от этого че­ло­ве­ка. Он вос­при­ни­ма­ет­ся почти сим­во­ли­че­ски, как что-то круг­лое, теп­лое и пах­ну­щее хле­бом. Ка­ра­та­е­ву свой­ствен­на уди­ви­тель­ная при­спо­соб­ля­е­мость к об­сто­я­тель­ствам, уме­ние «об­жить­ся» в любых об­сто­я­тель­ствах. В по­ве­де­нии Пла­то­на Ка­ра­та­е­ва не­осо­знан­но вы­ра­жа­ет­ся ис­тин­ная муд­рость на­род­ной, кре­стьян­ской фи­ло­со­фии жизни, над по­сти­же­ни­ем ко­то­рой му­ча­ют­ся глав­ные герои эпо­пеи. Итак, в ро­ма­не Тол­сто­го «Война и мир» наи­бо­лее близ­ко к ду­хов­но­му еди­не­нию при­хо­дят люди из на­ро­да, по­сколь­ку имен­но народ, по мне­нию пи­са­те­ля, яв­ля­ет­ся но­си­те­лем ду­хов­ных цен­но­стей. Герои, во­пло­ща­ю­щие «мысль на­род­ную», на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном по­ис­ке ис­ти­ны, а, сле­до­ва­тель­но, в раз­ви­тии.

Не­од­но­зна­чен и образ Про­ко­фия Ме­ле­хо­ва. Он живет так, как велит ему его со­весть. Он че­ло­век не­сги­ба­е­мой воли, умеет по­сто­ять за свое и в то же время спо­со­бен на глу­бо­кие, силь­ные чув­ства.

Об­ра­зы, со­здан­ные и Тол­стым, и Шо­ло­хо­вым,  — это дань вос­хи­ще­ния про­сты­ми лю­дь­ми, ува­же­ния их вы­со­ких нрав­ствен­ных ка­честв.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 303
1
Тип 4 № 8482
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Какие черты ха­рак­те­ри­зу­ют внут­рен­ний облик Про­ко­фия Ме­ле­хо­ва?

2.  В. Борек в ста­тье «О «Тихом Доне» пишет: «Шо­ло­хов пред­став­ля­ет людей и со­бы­тия так, как дает их жизнь...» Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, до­ка­жи­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


2
Тип 5 № 8229
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те, как рас­кры­ва­ет­ся мысль се­мей­ная в ро­ма­не «Тихий Дон» и в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?


3
Тип Д5 C2 № 2124
i

Какие черты ха­рак­те­ри­зу­ют внут­рен­ний облик Про­ко­фия Ме­ле­хо­ва?