Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 C4 № 2988
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

К Ча­а­да­е­ву

Любви, на­деж­ды, тихой славы

Не­дол­го нежил нас обман,

Ис­чез­ли юные за­ба­вы,

Как сон, как утрен­ний туман;

Но в нас горит еще же­ла­нье,

Под гне­том вла­сти ро­ко­вой

Не­тер­пе­ли­вою душой

От­чиз­ны внем­лем при­зы­ва­нье.

Мы ждем с том­ле­ньем упо­ва­нья

Ми­ну­ты воль­но­сти свя­той,

Как ждет лю­бов­ник мо­ло­дой

Ми­ну­ты вер­но­го сви­да­нья.

Пока сво­бо­дою горим,

Пока серд­ца для чести живы,

Мой друг, от­чиз­не по­свя­тим

Души пре­крас­ные по­ры­вы!

То­ва­рищ, верь: взой­дет она,

Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья,

Рос­сия вспря­нет ото сна,

И на об­лом­ках са­мо­вла­стья

На­пи­шут наши имена!

А. С. Пуш­кин, 1818

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема друж­бы? Что об­ще­го и чем от­ли­ча­ют­ся эти про­из­ве­де­ния от сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Тема друж­бы важна в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. В ли­ри­ке Лер­мон­то­ва ей по­свя­ще­но сти­хо­тво­ре­ние «Па­мя­ти А. И. Одо­ев­ско­го».

Оба ав­то­ра пе­ре­жи­ва­ют о тра­ги­че­ских судь­бах своих дру­зей, не­воз­мож­но­сти по­мочь им в тя­же­лый мо­мент жизни. Чи­та­тель также видит разо­ча­ро­ва­ние от не­сбыв­ших­ся юно­ше­ских грёз.

У Пуш­ки­на:

Ис­чез­ли юные за­ба­вы,

Как сон, как утрен­ний туман

У Лер­мон­то­ва:

Из дет­ских рано вы­рвал­ся одежд.

И серд­це бро­сил в море жизни шум­ной,

И свет не по­ща­дил  —

И Бог не спас!

Не­смот­ря на то, что оба сти­хо­тво­ре­ния по­свя­ще­ны дру­зьям-де­каб­ри­стам, в ди­на­ми­ке чувств ли­ри­че­ских ге­ро­ев есть раз­ли­чия.

Сти­хо­тво­ре­ние Пуш­ки­на зву­чит как при­зыв: на­деж­да все ещё есть! У Лер­мон­то­ва же от на­ча­ла и до конца все тра­гич­но: кроме тёплых вос­по­ми­на­ний о друге ни­че­го не оста­лось.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.

1

Для ка­ко­го ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния ха­рак­тер­ны об­ра­зы звез­ды, огня, темы рока, лю­бов­но­го том­ле­ния, во­пло­щен­ные в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии?


2
Тип Д7 B5 № 837
i

На­зо­ви­те ли­ри­че­ский жанр, от­ли­ча­ю­щий­ся на­стро­е­ни­ем гру­сти, свет­лой пе­ча­ли, черты ко­то­ро­го нашли от­ра­же­ние в пер­вой части сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на.


3

В на­ча­ле и в конце сти­хо­тво­ре­ния со­зда­ет­ся один и тот же по­э­ти­че­ский образ сна («Как сон, как утрен­ний туман»  — «Рос­сия вспря­нет ото сна»). Как на­зы­ва­ет­ся такой ком­по­зи­ци­он­ный прием?


4

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в 1-8-й стро­ках дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1)  срав­не­ние

2)  ли­то­та

3)  ок­сю­мо­рон

4)  эпи­тет

5)  ме­та­фо­ра


5
Тип Д8 № 840
i

Опре­де­ли­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние.


6
Тип Д10 C3 № 843
i

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские сред­ства по­мо­га­ют вы­ра­зить идею этого сти­хо­тво­ре­ния?


7
Тип Д11 C4 № 844
i

В чем осо­бен­ность воль­но­лю­би­вой ли­ри­ки Пуш­ки­на и кто из рус­ских по­этов рас­кры­ва­ет в своей ли­ри­ке тему сво­бо­ды?


8
Тип Д8 № 875
i

Опре­де­ли­те жанр этого сти­хо­тво­ре­ния. Для этого об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­зва­ние, на ин­то­на­ци­он­ные осо­бен­но­сти по­след­них двух пред­ло­же­ний.


9
Тип Д10 C3 № 2987
i

Каким чув­ством про­ник­ну­то об­ра­ще­ние ли­ри­че­ско­го героя к другу?

Источник: РЕШУ ЕГЭ

10
Тип Д9 C3 № 8507
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (10.1 или 10.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5−10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

10.1. Какой смысл вкла­ды­ва­ет А. С. Пуш­кин в по­ня­тие «сво­бо­да»?

10.2. Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские сред­ства по­мо­га­ют вы­ра­зить идею этого сти­хо­тво­ре­ния?


11
Тип Д10 C4 № 8772
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной ли­ри­ки (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром рас­кры­ва­ет­ся тема друж­бы. В чём сход­но (или раз­лич­но) изоб­ра­же­ние дан­ной темы в этом про­из­ве­де­нии и в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»?


12
Тип Д6 B4 № 9158
i

Сти­хо­тво­ре­ние «К Ча­а­да­е­ву» об­ра­ще­но к другу А. С. Пуш­ки­на, по­это­му жанр его опре­делён как _____. Лю­би­мый Пуш­ки­ным четырёхстоп­ный ____ де­ла­ет сти­хо­тво­ре­ние мак­си­маль­но про­стым и од­но­вре­мен­но убе­ди­тель­ным.