Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д9 C3 № 8507
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

К Ча­а­да­е­ву

Любви, на­деж­ды, тихой славы

Не­дол­го нежил нас обман,

Ис­чез­ли юные за­ба­вы,

Как сон, как утрен­ний туман;

Но в нас горит еще же­ла­нье,

Под гне­том вла­сти ро­ко­вой

Не­тер­пе­ли­вою душой

От­чиз­ны внем­лем при­зы­ва­нье.

Мы ждем с том­ле­ньем упо­ва­нья

Ми­ну­ты воль­но­сти свя­той,

Как ждет лю­бов­ник мо­ло­дой

Ми­ну­ты вер­но­го сви­да­нья.

Пока сво­бо­дою горим,

Пока серд­ца для чести живы,

Мой друг, от­чиз­не по­свя­тим

Души пре­крас­ные по­ры­вы!

То­ва­рищ, верь: взой­дет она,

Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья,

Рос­сия вспря­нет ото сна,

И на об­лом­ках са­мо­вла­стья

На­пи­шут наши имена!

А. С. Пуш­кин, 1818

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (10.1 или 10.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5−10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

10.1. Какой смысл вкла­ды­ва­ет А. С. Пуш­кин в по­ня­тие «сво­бо­да»?

10.2. Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские сред­ства по­мо­га­ют вы­ра­зить идею этого сти­хо­тво­ре­ния?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

10.1. Одним из луч­ших по­ли­ти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний А. С. Пуш­ки­на яв­ля­ет­ся по­сла­ние «К Ча­а­да­е­ву». И поэт, и его «то­ва­рищ» меч­та­ли об осво­бож­де­нии Рос­сии от гнета са­мо­дер­жа­вия и кре­пост­но­го права, но Ча­а­да­ев в от­ли­чие от юного Пуш­ки­на не верил в ско­рое осу­ществ­ле­ние их на­дежд. Поэт ста­рал­ся убе­дить друга, что мечта скоро сбу­дет­ся и оба они при­мут уча­стие в раз­ру­ше­нии «са­мо­вла­стья». Де­вят­на­дца­ти­лет­ний поэт при­зы­ва­ет по­свя­тить от­чиз­не «души пре­крас­ные по­ры­вы». Ре­во­лю­ци­он­ный долг не про­ти­во­по­став­ля­ет­ся лич­ным чув­ствам, а яв­ля­ет­ся для поэта таким же близ­ким, как мечты о сви­да­нии с лю­би­мой:

Мы ждем с том­ле­ньем упо­ва­нья

Ми­ну­ты воль­но­сти свя­той,

Как ждет лю­бов­ник мо­ло­дой

Ми­ну­ты вер­но­го сви­да­нья.

Не­ис­ся­ка­е­мая вера в бу­ду­щее Рос­сии зву­чит и в за­клю­чи­тель­ной стро­фе:

То­ва­рищ, верь: взой­дет она,

Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­стья,

Рос­сия вспря­нет ото сна,

И на об­лом­ках са­мо­вла­стья

На­пи­шут наши имена!

10.2. По со­дер­жа­нию, жанру и ком­по­зи­ции сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву» пред­став­ля­ет собой раз­но­вид­ность про­из­ве­де­ний ора­тор­ско­го ис­кус­ства, хотя и остаётся по­сла­ни­ем. Вы­со­кий эмо­ци­о­наль­ный на­строй, мо­би­ли­зу­ю­щий на борь­бу дух, вы­ра­жен­ный в при­зыв­ных ин­то­на­ци­ях, создаётся свой­ствен­ны­ми ора­тор­ско­му стилю сред­ства­ми.

Син­так­сис сти­хо­тво­ре­ния от­ли­ча­ет­ся про­сто­той и строй­но­стью: пят­на­дцать про­стых пред­ло­же­ний об­ра­зу­ют че­ты­ре слож­ных. При­зыв­ные ин­то­на­ции со­зда­ют и об­ра­ще­ния:

Мой друг, от­чиз­не по­свя­тим…

Пуш­кин ис­поль­зу­ет слова вы­со­ко­го стиля (внем­лем, от­чиз­ны, упо­ва­нья) и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские тер­ми­ны, рас­про­странённые в дво­рян­ских ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ных кру­гах (гнёт, са­мо­вла­стье, воль­ность).

В сти­хо­тво­ре­нии много слов и вы­ра­же­ний, со­зда­ю­щих под­текст: это и срав­не­ния (как сон, как утрен­ний туман), и эпи­те­ты (ро­ко­вой вла­сти, свя­той воль­но­сти), ме­та­фо­ры (сво­бо­дою горим, не­дол­го нежил нас обман).

Ритм вы­сту­па­ет как один из со­став­ных эле­мен­тов ин­то­на­ции и как кон­струк­тив­ный эле­мент, с по­мо­щью ко­то­ро­го до­сти­га­ет­ся це­лост­ность про­из­ве­де­ния.

Все пе­ре­чис­лен­ные по­э­ти­че­ские сред­ства по­мо­га­ют вы­ра­зить ос­нов­ной смысл сти­хо­тво­ре­ния: оно о про­шлом, на­сто­я­щем и бу­ду­щем воль­но­лю­би­во­го по­ко­ле­ния на­ча­ла XIX века.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
1

Для ка­ко­го ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния ха­рак­тер­ны об­ра­зы звез­ды, огня, темы рока, лю­бов­но­го том­ле­ния, во­пло­щен­ные в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии?


2
Тип Д7 B5 № 837
i

На­зо­ви­те ли­ри­че­ский жанр, от­ли­ча­ю­щий­ся на­стро­е­ни­ем гру­сти, свет­лой пе­ча­ли, черты ко­то­ро­го нашли от­ра­же­ние в пер­вой части сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на.


3

В на­ча­ле и в конце сти­хо­тво­ре­ния со­зда­ет­ся один и тот же по­э­ти­че­ский образ сна («Как сон, как утрен­ний туман»  — «Рос­сия вспря­нет ото сна»). Как на­зы­ва­ет­ся такой ком­по­зи­ци­он­ный прием?


4

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в 1-8-й стро­ках дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1)  срав­не­ние

2)  ли­то­та

3)  ок­сю­мо­рон

4)  эпи­тет

5)  ме­та­фо­ра


5
Тип Д8 № 840
i

Опре­де­ли­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние.


6
Тип Д10 C3 № 843
i

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские сред­ства по­мо­га­ют вы­ра­зить идею этого сти­хо­тво­ре­ния?


7
Тип Д11 C4 № 844
i

В чем осо­бен­ность воль­но­лю­би­вой ли­ри­ки Пуш­ки­на и кто из рус­ских по­этов рас­кры­ва­ет в своей ли­ри­ке тему сво­бо­ды?


8
Тип Д8 № 875
i

Опре­де­ли­те жанр этого сти­хо­тво­ре­ния. Для этого об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­зва­ние, на ин­то­на­ци­он­ные осо­бен­но­сти по­след­них двух пред­ло­же­ний.


9
Тип Д10 C3 № 2987
i

Каким чув­ством про­ник­ну­то об­ра­ще­ние ли­ри­че­ско­го героя к другу?

Источник: РЕШУ ЕГЭ

10
Тип Д11 C4 № 2988
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема друж­бы? Что об­ще­го и чем от­ли­ча­ют­ся эти про­из­ве­де­ния от сти­хо­тво­ре­ния А. С. Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»?


11
Тип Д9 C3 № 8554
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (10.1 или 10.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5−10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

10.1. Каким чув­ством про­ник­ну­то об­ра­ще­ние ли­ри­че­ско­го героя к другу?

10.2. Как в сти­хо­тво­ре­нии ме­та­фо­ры и оли­це­тво­ре­ния по­мо­га­ют пе­ре­дать идею про­из­ве­де­ния?


12
Тип Д10 C4 № 8772
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной ли­ри­ки (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром рас­кры­ва­ет­ся тема друж­бы. В чём сход­но (или раз­лич­но) изоб­ра­же­ние дан­ной темы в этом про­из­ве­де­нии и в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»?


13
Тип Д6 B4 № 9158
i

Сти­хо­тво­ре­ние «К Ча­а­да­е­ву» об­ра­ще­но к другу А. С. Пуш­ки­на, по­это­му жанр его опре­делён как _____. Лю­би­мый Пуш­ки­ным четырёхстоп­ный ____ де­ла­ет сти­хо­тво­ре­ние мак­си­маль­но про­стым и од­но­вре­мен­но убе­ди­тель­ным.