Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C3 № 526
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

РОС­СИЯ

Опять, как в годы зо­ло­тые,

Три стёртых треп­лют­ся шлеи,

И вяз­нут спицы рас­пис­ные

В рас­хля­бан­ные колеи...

 

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые, —

Как слёзы пер­вые любви!

 

Тебя жа­леть я не умею

И крест свой бе­реж­но несу...

Ка­ко­му хо­чешь ча­ро­дею

Отдай раз­бой­ную красу!

 

Пус­кай за­ма­нит и об­ма­нет, —

Не про­падёшь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит

Твои пре­крас­ные черты...

 

Ну что ж? Одно за­бо­той боле —

Одной сле­зой река шум­ней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узор­ный до бро­вей...

 

И не­воз­мож­ное воз­мож­но,

До­ро­га дол­гая легка,

Когда блеснёт в дали до­рож­ной

Мгно­вен­ный взор из-⁠под плат­ка,  

Когда зве­нит тос­кой острож­ной

Глу­хая песня ям­щи­ка!..

 

А. А. Блок, 1908

Что при­да­ет цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ная тема сти­хо­тво­ре­ния Блока  — тема Ро­ди­ны, Рос­сии. Мы можем от­не­сти про­из­ве­де­ние к граж­дан­ской, пат­ри­о­ти­че­ской ли­ри­ке. Так¬же мы видим здесь по­пыт­ку фи­ло­соф­ско­го осмыс­ле­ния судь­бы Рос­сии.

Цен­траль­ный образ сти­хо­тво­ре­ния – образ Ро­ди­ны. Он двой­стве­нен. С одной сто­ро­ны, это нищая стра­на, где «серые избы», «рас­хля­бан­ные колеи». С дру­гой сто­ро­ны, это стра­на огром­но­го внут­рен­не­го по­тен­ци­а­ла, ду­хов­ных от­кро­ве­ний: здесь «не­воз­мож­ное воз­мож­но». При­ме­ча­тель­но, что Рос­сия пред­стаёт в сти­хо­тво­ре­нии в об­ра­зе рус­ской де­вуш­ки, ко­то­рая спо­соб­на пе­ре­жить и слёзы, и за­бо­ты, ко­то­рая всё пре­одо­ле­ет и ста­нет еще краше:

Ну что ж? Одно за­бо­той боле  —

Одной сле­зой река шум­ней

А ты всё та же  — лес, да поле,

Да плат узор­ный до бро­вей...

В этих стро­ках зву­чит вера ли­ри­че­ско­го героя в Рос­сию, в ее скры­тые силы.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2013 по ли­те­ра­ту­ре
1
Тип 6 № 9182
i

Для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти речи А. Блок от­сту­па­ет от обыч­но­го по­ряд­ка слов, ис­поль­зуя ___________. Для со­зда­ния яр­ко­го об­ра­за Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся ху­до­же­ствен­ные опре­де­ле­ния  — ________.


2
Тип 7 № 520
i

Ука­жи­те номер стро­фы (по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же), в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет ана­фо­ру.


3
Тип 8 № 522
i

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и при­е­мов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (ука­жи­те их но­ме­ра в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1.  Ги­пер­бо­ла.

2.  Ин­вер­сия.

3.  Иро­ния.

4.  Эпи­тет.

5.  Зву­ко­пись.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Срав­не­ние.


4
Тип 9 № 8608
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Что при­да­ет цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?

2.  Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Блока иг­ра­ют об­ра­зы-сим­во­лы?


5
Тип 10 № 8877
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром вос­со­здан образ Рос­сии. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока.


6
Тип Д11 C4 № 527
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вос­со­здан образ Рос­сии и в чем их сход­ство и раз­ли­чие со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?


7