СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение на­чи­на­ет­ся с вопроса, не тре­бу­ю­ще­го ответа и со­дер­жа­ще­го утверждение. Как на­зы­ва­ют­ся подобные вопросы?


2
Задание 11 № 60

Назовите сред­ство художественной изобразительности, пред­став­ля­ю­щее собой об­раз­ное определение («пылкая лю­бовь свободы», «дружбы сладкой»)?


3
Задание 12 № 61

Укажите на­зва­ние тропа, ос­но­ван­но­го на пе­ре­но­се свойств од­но­го предмета или яв­ле­ния на дру­гие («злобы яд», «жизни чаша»).


4
Задание 13 № 62

Какой приём ис­поль­зу­ет автор, ха­рак­те­ри­зуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здеш­ние растенья, / Цветём недолго, быст­ро увядаем...»?


5
Задание 14 № 63

Укажите размер, ко­то­рым написано сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Монолог».


6
Задание 15 № 66

Чем обу­слов­ле­на груст­ная то­наль­ность лер­мон­тов­ско­го «Монолога»?

Пояснение.

Тема лич­но­сти и эпохи тра­ги­че­ски надрывно зву­чит в сти­хо­тво­ре­нии Лермонтова: нет при­ме­не­ния силам, таланту, зна­ни­ям молодых людей лер­мон­тов­ско­го поколения. Эта тема рас­кры­ва­ет­ся и в твор­че­стве Сергея Есенина. Всё его твор­че­ство сосредоточено на изоб­ра­же­нии драматической судь­бы личности в пе­ре­лом­ную эпоху. Так, в сти­хо­тво­ре­нии «Письмо матери» зву­чит намёк на то, что в жизни поэта про­ис­хо­ди­ли большие и не все­гда для него при­ят­ные события. Жизнь, по-видимому, сло­жи­лась не так, как хотелось. От­сю­да такая боль и горечь, про­зву­чав­шая в сле­ду­ю­щих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не вол­нуй того, что не сбылось…

И фраза поэта — «к ста­ро­му возврата боль­ше нет» — зву­чит как за­вер­ша­ю­щий аккорд мо­ло­до­сти и мечтаний: на­деж­да лирического героя несостоятельна.

В этом сти­хо­тво­ре­ния поэтов раз­ных эпох так созвучны.