СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 16 № 67

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?


2
Задание 11 № 60

Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?


3
Задание 12 № 61

Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).


4
Задание 13 № 62

Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем...»?


5
Задание 14 № 63

Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».


6
Задание 15 № 66

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Пояснение.

Тема личности и эпохи трагически надрывно звучит в стихотворении Лермонтова: нет применения силам, таланту, знаниям молодых людей лермонтовского поколения. Эта тема раскрывается и в творчестве Сергея Есенина. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху. Так, в стихотворении «Письмо матери» звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта — «к старому возврата больше нет» — звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний: надежда лирического героя несостоятельна.

В этом стихотворения поэтов разных эпох так созвучны.