Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.
Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.
Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, ещё свежий и бодрый. Савельич внёс за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошёл хлопотать.
— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.
«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати, и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. — «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питьё». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе» — сказал он — опять ты в нашем краю! Отколе бог принёс?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»
— Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — «Молчи, дядя», — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!« — При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.
Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по- тамошнему, умёт, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лёг на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул, как убитый.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что свидетельствует о зарождающейся симпатии Гринёва к его новому знакомому?
5.2. А. М. Скабичевский, осмысливая образ Емельяна Пугачёва, писал: «Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Гринев, оказавшись в безопасности на постоялом дворе, тут же интересуется и судьбой своего вожатого: «Где же вожатый?». О симпатии Петра Гринева к своему новому знакомому свидетельствует и обращение к нему не иначе как «брат», и предложение выпить горячего чаю. Петр в ответ на просьбу с охотою подносит вожатому и стакан вина. Автор также подчеркивает, что лицо незнакомца показалось Гриневу «довольно приятным». Примечательно, что портрет Пугачева дан устами Гринёва.
5.2. Приведённый фрагмент романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» иллюстрирует правомерность высказывания А. М. Скабичевского об образе Пугачёва. Здесь Пугачёв ещё и не бунтовщик вовсе. Он «в одном худеньком армяке», и если бы не случайная встреча с Гринёвым, то и вовсе мог бы замерзнуть, потому что попросту не успел бы пешком добраться до постоялого двора. «Вожатый» вызывает сочувствие. Привлекателен в данном фрагменте Пугачёв еще и тем, что он умён, о чём свидетельствует его способность говорить «загадками» и «поговорками». Пушкин подчёркивает, что лицо незнакомца «довольно приятно», а «наружность… замечательна». Всё это подтверждает, что образ Емельяна Пугачёва получился у Пушкина многогранным, живым, привлекательным.

