На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.
Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках.
Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.
— Что же тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера — кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
А. П. Чехов «Человек в футляре»
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?
2. Д. Н. Овсянико-Куликовский о последних рассказах Чехова, в том числе и о «Человеке в футляре» отзывался так: «...Унылая скорбь, внушаемая созерцанием современной жизни и исследованием души современного человека, и всё яснее сказывающееся в последних вещах Чехова...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. «Как бы чего не вышло» — фраза, являющаяся жизненным девизом для Беликова, героя рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Беликов на протяжении всей жизни старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. Даже в портрете героя Чехов мастерски показывает его «футлярность». Особое внимание автор уделяет деталям: «Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой...», которые помогали Беликову оградить себя от всего вокруг. Автор указывает на то, что все предметы героя были в чехлах, и даже его лицо было в чехле, так как он «всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов преподаёт греческий, мёртвый язык. Это дело помогает герою отстраниться от мира, создать вокруг себя спасительную «оболочку». Таким образом, мы видим, что внешний облик и образ жизни Беликова прямо соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло».
2. Действительно, как утверждает критик, рассказ «Человек в футляре» производит несколько гнетущее впечатление. Образ Беликова заставляет неприятно морщиться, вызывает желание брезгливо стряхнуть с себя словно осевший на тебя налёт серости и пошлости. Сам облик главного героя рассказа наводит ужас: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши... и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Безусловно, образ Беликова рождён впечатлениями Чехова от порядков, царящих в современном ему обществе. Не стоит забывать только, что миссия писателя в том заключается, чтобы силой своего творчества заставить людей задуматься о недопущении процветания таких явлений и засилья таких личностей, как Беликов. Поэтому в конечном итоге Чехов внушает читателю оптимизм, что люди осознают это. Не случаен финал рассказа — все чувствуют освобождение после смерти Беликова. Надолго ли? Зависит от нас.

