Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.
Кабанова. Ну, Тихон, пора! Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!
Все садятся. Молчание.
Ну, прощай! (Встает, и все встают.)
Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.
Прощайся с женою!
Кабанов. Прощай, Катя!
Катерина кидается ему на шею.
Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!
Катерина кланяется в ноги.
Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)
Кабанова. Прощай! Дальние проводы — лишние слезы.
Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.
Кабанова (одна). Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.
Входят Катерина и Варвара.
Кабанова, Катерина и Варвара.
Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только. Ну, я богу молиться пойду; не мешайте мне.
Варвара. Я со двора пойду.
Кабанова (ласково). А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в приведённой сцене проявляются характеры представителей «тёмного царства»?
2. Д. И. Писарев определял основной конфликт пьесы «Гроза» так: «Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
1. Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. В доме её царит настоящий произвол. Она деспотична, груба, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. В приведённой сцене прощания с Тихоном Кабаниха показывает свою необузданную власть над домочадцами. Вот как она общается с сыном: «Кабанова (жестом показывает на землю). В ноги, в ноги!» Фраза Кабанихи очень показательна: все вокруг должны склоняться перед ней, а она хочет возвышаться над всеми как грозный оплот «тёмного царства».
Всё, что делают дети, для Марфы Игнатьевны не так: «Ничего-то не знают, никакого порядка». Кабаниха особенно страшна, потому что самодурство и деспотизм скрывает под маской благочиния и заботы об окружающих, усердно молится Богу, но при этом каждый день грешит, обижая своих близких.
2. Д. И. Писарев очень точно определил суть конфликта пьесы «Гроза». Действительно, действие начинается со столкновения младшего и старшего поколений в семьях калиновцев. Так, например, Кабанова учит невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» О нравственности поступков самодуров речь вести вообще нельзя. В приведенном отрывке «Грозы» Кабаниха ратует только о собственном спокойствии, оттого и поедом есть домашних: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». Ей никто не указ, ничьего мнения она не уважает, окружающие ей безразличны. Против самовластья семейного быта «нравственное чувство» может противопоставить только Катерина — больше некому. Приведённый фрагмент подтверждает это.

