Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Становой пристав Семён Ильич Прачкин ходил по своей комнате из угла в угол и старался заглушить в себе неприятное чувство. Вчера он заезжал по делу к воинскому начальнику, сел нечаянно играть в карты и проиграл восемь рублей. Сумма ничтожная, пустяшная, но бес жадности и корыстолюбия сидел в ухе станового и упрекал его в расточительности.
– Восемь рублей – экая важность! – заглушал в себе Прачкин этого беса. – Люди и больше проигрывают, да ничего. И к тому же деньги дело наживное... Съездил раз на фабрику или в трактир Рылова, вот тебе и все восемь, даже ещё больше!
– «Зима... Крестьянин, торжествуя...» – монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. – «Крестьянин торжествуя... обновляет путь...»
– Да и отыграться можно... Что это там «торжествуя?»
– «Крестьянин, торжествуя, обновляет путь... обновляет...»
– «Торжествуя...» – продолжал размышлять Прачкин. – Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил... Восемь рублей – экая важность! Не восемь тысяч, всегда отыграться можно...
– «Его лошадка, снег почуя... снег почуя, плетётся рысью как-нибудь...»
– Ещё бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость!
Кляча – кляча и есть... Нерассудительный мужик рад спьяну лошадь гнать, а потом как угодит в прорубь или в овраг, тогда и возись с ним... Поскачи только мне, так я тебе такого скипидару пропишу, что лет пять не забудешь!..
И зачем это я с маленькой пошёл? Пойди я с туза треф, не был бы я без двух...
– «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая... бразды пушистые взрывая...»
– «Взрывая... Бразды взрывая... бразды...» Скажет же этакую штуку! Позволяют же писать, прости господи! А всё десятка, в сущности, наделала! Принесли же её черти не вовремя!
– «Вот бегает дворовый мальчик... дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив... посадив...»
– Стало быть, наелся, коли бегает да балуется... А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол или Священное писание читал... И собак тоже развели... ни пройти, ни проехать! Было бы мне после ужина не садиться... Поужинать бы, да и уехать...
– «Ему и больно и смешно, а мать грозит... а мать грозит ему в окно...»
– Грози, грози... Лень на двор выйти да наказать... Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить... А-то, гляди, выйдет из него пьяница... Кто это сочинил? – спросил громко Прачкин.
– Пушкин, папаша.
– Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут – и сами не понимают. Лишь бы написать!
– Папаша, мужик муку привёз! – крикнул Ваня.
– Принять!
Но и мука не развеселила Прачкина. Чем более он утешал себя, тем чувствительнее становилась для него потеря. Так было жалко восьми рублей, так жалко, точно он в самом деле проиграл восемь тысяч. Когда Ваня кончил урок и умолк, Прачкин стал у окна и, тоскуя, вперил свой печальный взор в снежные сугробы... Но вид сугробов только растеребил его сердечную рану. Он напомнил ему о вчерашней поездке к воинскому начальнику.
Заиграла желчь, подкатило под душу... Потребность излить на чём-нибудь своё горе достигла степеней, не терпящих отлагательства. Он не вынес...
– Ваня! – крикнул он. – Иди, я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил!
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в отдельно взятом эпизоде из жизни чеховского героя раскрывается его внутренний мир?
2. Максим Горький писал о Чехове: «Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрастным, острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском...» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
1. Глупость и невежество официальных представителей власти в России, пусть и очень мелких полицейских чиновников, — проблема, которую поднимает Чехов в рассказе «Не в духе», «столкнув» станового пристава Прачкина с «первым поэтом России» — Пушкиным.
Ваня Прачкин зубрит: «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Торжество «какого-то мужика» приводит станового пристава в истинное бешенство. На эту и каждую последующую строку Пушкина Прачкин отвечает раздражённой репликой. Комизм каждой его реплики двойственного происхождения. Во-первых, он критикует автора впервые услышанных им стихов за сочувствие мужицкой семье. Во-вторых, Прачкин сам себе мучительно напоминает подробности вчерашнего проигрыша в карты, вовсе никак с пушкинскими стихами не связанные. Проигранные деньги не дают приставу покоя - вроде и сумма небольшая, однако жадность не позволяет забыть о проигрыше. Испорченное настроение Прачкин срывает на сыне. Если уж сына он не жалеет, то что говорить о его ненависти народу (крестьянам), о благе которого он, по долгу службы, обязан был бы печься.
Таким образом, в приведённом эпизоде обнажается ничтожество и самодурство Прачкина.
2. Максим Горький совершенно прав в своей оценке творчества А. П. Чехова. Это можно проследить на приведённом рассказе «Не в духе».
Ваня Прачкин зубрит «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Торжество «какого-то мужика» приводит станового пристава в истинное бешенство. На эту и каждую последующую строку Пушкина Прачкин отвечает раздражённой репликой.
Комизм каждой реплики станового пристава двойственного происхождения. Во-первых, он критикует автора впервые услышанных им стихов за сочувствие мужицкой семье, которая, по мнению полицейского чина, не только недостойна такового сочувствия, но и явно нарушает целый ряд законодательных установлений Российской империи. Во-вторых, в каждой своей реплике Прачкин сам себе мучительно напоминает подробности вчерашнего проигрыша в карты, вовсе никак не связанные с пушкинскими стихами.
Глупость и невежество официальных представителей власти в России, даже мелких полицейских чиновников, — проблема, которую Чехов сумел сделать интересной для читателя, «столкнув» пристава Прачкина с «первым поэтом России» — Пушкиным.

