СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 17 № 845

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

 

17.1. По­че­му роман М. Ю. Лер­мон­то­ва со­сто­ит не из глав, а из от­дель­ных за­кон­чен­ных повестей? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени»).

17.2. На чем ос­но­вы­ва­ет­ся утвер­жде­ние Ф.М. Достоевского, ма­сте­ра ре­а­ли­сти­че­ско­го романа, что «самую сущ­ность действительности» для него со­став­ля­ет «почти фан­та­сти­че­ское и исключительное»? (по ро­ма­ну «Преступление и наказание»)

17.3. Каков ли­ри­че­ский герой В. В. Маяковского: оп­ти­ми­сти­че­ски на­стро­ен­ный герой ве­ли­кой эпохи или тра­ги­че­ская стра­да­ю­щая личность?

17.4. Женщина и война (по произведениям XX века).

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

 

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

 

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са — положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

 

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

 

17.4. Женщина и война (по произведениям XX века).

 

Юлия Друнина — русская поэтесса, как-то сказала о себе: «Я родом не из детства, из войны». Большая часть её стихов связана с темой войны. Война, пробудившая когда-то ей душу, бередила память до последнего дня её жизни.

Женский образ в поэзии Юлии Друниной многогранен. В различных произведениях предстаёт та или иная его ипостась.

Возникает образ девушки-солдата. В нём много от самой поэтессы. Это себя она видела в девушках, пришедших в военкоматы. Друнина пишет:

Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Любовь к Родине, любовь к Отечеству, своим близким давала силы. Люди сражались за родной холм, за деревушку, за каждую улочку. «Не пяди назад!» — этот лозунг не был кем-то навязан, не был приказом командира, а был выстрадан и принят в душе каждого солдата Великой Отечественной.

Девушка, даже на войне верит и любит острее и глубже. Она верит в Россию как в любимого человека. Это взаимная вера, по-другому и быть не могло.

Героини Друниной часто вспоминают своих матерей. В мыслях обра-щаются к ним, ведут безмолвный разговор, даже, когда идут в штыки.

Это помогает им сохранить себя, остаться собой до конца.

Мама! Мама! Я дошла до цели — это восклицает совсем ещё девчушка, которая стремилась песней справиться со страхом темноты. Восклицает в тот момент, когда берёт свою первую и последнюю высоту.

И прямо на бегу

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Появляется в лирике Друниной и влюблённая героиня — это и она сама, и много разных женщин. Бойкая, с озорными глазами, неприступная, непослушная, она та, что называет спутнику имя, бросая его «в жаркий ветер» так, чтобы он не смог её забыть. Это «девушка с дымящейся дороги». Образ её запал в душу солдата и поэтому имя её «слишком звонко».

Любовь говорит в стихах Друниной многими голосами. Влюблённая девушка-солдат, фронтовая сестра, солдатка, чаще становящаяся солдатской вдовой - такие роли уготовила любящей женщине война.

Темы солдатки, фронтовой жены и солдатской вдовы объединяются в стихотворении «Прощание».

И молчали, потупясь,

Две женщины в чёрном.

Только громко и больно

Два сердца стучали

В исступленной печали,

Во вдовьей печали.

Женские образы в поэзии Друниной многолики. «Девушка-студентка», «вчерашняя школьница», «тургеневская девушка» становится «девушкой-солдатом», «девчонкой, похожей на парня», «боевой подругой», «фронтовой женой»; а может оказаться и «солдаткой», если успела до войны встретить свою любовь. Завершают ряд «солдатская мать» и «солдатская вдова».