Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 7 № 1351
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Вхожу я в тёмные храмы,

Со­вер­шаю бед­ный обряд.

Там жду я Пре­крас­ной Дамы

В мер­ца­ньи крас­ных лам­пад.

 

В тени у вы­со­кой ко­лон­ны

Дрожу от скри­па две­рей.

А в лицо мне гля­дит, озарённый,

Толь­ко образ, лишь сон о Ней.

 

О, я при­вык к этим ризам

Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!

Вы­со­ко бегут по кар­ни­зам

Улыб­ки, сказ­ки и сны.

 

О, Свя­тая, как лас­ко­вы свечи,

Как от­рад­ны Твои черты!

Мне не слыш­ны ни вздо­хи, ни речи,  

Но я верю: Милая — Ты.

 

А. А. Блок, 1902

Черты ка­ко­го по­э­ти­че­ско­го те­че­ния на­ча­ла XX века нашли от­ра­же­ние в при­ведённом сти­хо­тво­ре­нии А. А. Блока?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Сим­во­лизм  — ли­те­ра­тур­ное те­че­ние на­ча­ла XX века. В своих про­из­ве­де­ни­ях сим­во­ли­сты ста­ра­лись отоб­ра­зить жизнь каж­дой души  — пол­ную пе­ре­жи­ва­ний, не­яс­ных, смут­ных на­стро­е­ний, тон­ких чувств, мимолётных впе­чат­ле­ний. Поэты-⁠сим­во­ли­сты были но­ва­то­ра­ми по­э­ти­че­ско­го стиха, на­пол­нив его но­вы­ми, яр­ки­ми и вы­ра­зи­тель­ны­ми об­ра­за­ми, и ино­гда, пы­та­ясь до­бить­ся ори­ги­наль­ной формы, они ухо­ди­ли в счи­та­е­мую кри­ти­ка­ми бес­смыс­лен­ной игру слов и зву­ков. Можно ска­зать, что сим­во­лизм раз­ли­ча­ет два мира: мир вещей и мир идей. Сим­вол ста­но­вит­ся неким услов­ным зна­ком, со­еди­ня­ю­щим эти миры в смыс­ле, им по­рож­да­е­мом. В любом сим­во­ле есть две сто­ро­ны  — озна­ча­е­мое и озна­ча­ю­щее. Вто­рая эта сто­ро­на по­вер­ну­та к ир­ре­аль­но­му миру.

 

Ответ: сим­во­лизм.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 22. А. А. Блок. Сти­хо­тво­ре­ния
1
Тип 6 № 9235
i

Для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти речи А. Блок от­сту­па­ет от обыч­но­го по­ряд­ка слов, ис­поль­зуя ___________. Для со­зда­ния яр­ко­го об­ра­за Пре­крас­ной Дамы ис­поль­зу­ют­ся ху­до­же­ствен­ные опре­де­ле­ния  — ________.


2
Тип 7 № 1352
i

Ука­жи­те тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий по­втор слова или груп­пы слов в на­ча­ле смеж­ных строк или строф:

 

О, я при­вык к этим ризам

О, Свя­тая, как лас­ко­вы свечи...


3
Тип 8 № 1354
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в тре­тьей стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1.  Эпи­тет.

2.  Ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние.

3.  Срав­не­ние.

4.  Ги­пер­бо­ла.

5.  Ин­вер­сия.

6.  Пар­цел­ля­ция.

7.  Иро­ния.


4
Тип 9 № 8627
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Ка­ко­во внут­рен­нее со­сто­я­ние ли­ри­че­ско­го героя, ожи­да­ю­ще­го Пре­крас­ную Даму?

2.  Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Блока иг­ра­ют об­ра­зы-⁠сим­во­лы?


5
Тип 10 № 8894
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром со­зда­ны иде­аль­ные жен­ские об­ра­зы. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Блока.


6
Тип Д8 № 1355
i

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (храмы  — Дамы; обряд  — лам­пад и т. п.)?


7
Тип Д10 C3 № 1358
i

Ка­ко­во внут­рен­нее со­сто­я­ние ли­ри­че­ско­го героя, ожи­да­ю­ще­го Пре­крас­ную Даму?


8
Тип Д11 C4 № 1359
i

В твор­че­стве каких рус­ских по­этов со­зда­ны иде­аль­ные жен­ские об­ра­зы и в чём эти об­ра­зы со­звуч­ны об­ра­зу бло­ков­ской Пре­крас­ной Дамы?