Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 11 № 1411
i

Для вы­пол­не­ния за­да­ния вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пяти пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (1–5). На­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов со­чи­не­ние оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

Рас­кры­вай­те тему со­чи­не­ния полно и мно­го­ас­пект­но.

Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы ана­ли­зом эле­мен­тов тек­ста про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Вы­яв­ляй­те роль ху­до­же­ствен­ных средств, важ­ную для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Из­бе­гай­те фак­ти­че­ских, ло­ги­че­ских, ре­че­вых оши­бок.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы пись­мен­ной речи.

 

1.  Какие «чув­ства доб­рые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей ли­ри­кой?

2.  Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на во­прос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

3.  Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горь­кий-⁠ро­ман­тик? Близ­ки или про­ти­во­ре­чат Вашим убеж­де­ни­ем эти взгля­ды?

4.  Тема любви в по­э­зии се­реб­ря­но­го века. (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов: А. А. Блока, А. А. Ах­ма­то­вой, М. И. Цве­та­е­вой.)

5.  Может ли про­смотр ки­но­филь­ма за­ме­нить чте­ние книги? (На при­ме­ре про­из­ве­де­ния оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры и экра­ни­за­ции по мо­ти­вам этого про­из­ве­де­ния.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (С5.1, С5.2, С5.3).

 

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов).

 

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-⁠ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

Ком­мен­та­рий к темам со­чи­не­ний

 

1.  Какие «чув­ства доб­рые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей ли­ри­кой?

О чем бы ни писал поэт: о друж­бе или любви, об иде­а­лах сво­бо­ды или ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, о при­ро­де или фи­ло­соф­ских про­бле­мах,  — всюду мы видим пре­жде всего гу­ма­ни­ста, че­ло­ве­ка, стре­мя­ще­го­ся про­бу­дить в чи­та­те­лях «чув­ства доб­рые». В со­чи­не­нии сле­ду­ет оста­но­вить­ся на ос­нов­ных мо­ти­вах ли­ри­ки поэта: друж­ба, лю­бовь, воль­но­лю­бие, Ро­ди­на и слу­же­ние ей  — и от­ве­тить на во­прос «Чему учит нас поэт, рас­кры­вая эти темы в своем твор­че­стве?». В свое­об­раз­ном по­э­ти­че­ском за­ве­ща­нии «Па­мят­ник», на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным за не­сколь­ко ме­ся­цев до тра­ги­че­ской ги­бе­ли, поэт огля­ды­ва­ет­ся на прой­ден­ный твор­че­ский путь и пы­та­ет­ся опре­де­лить, в чем ис­тин­ное до­сто­ин­ство его по­э­зии. Не кра­со­та слова или глу­би­на со­дер­жа­ния ви­дят­ся ему наи­бо­лее важ­ны­ми, а имен­но гу­ман­ность и воль­но­лю­бие:

И долго буду тем лю­бе­зен я на­ро­ду,

Что чув­ства доб­рые я лирой про­буж­дал,

Что в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду

И ми­лость к пад­шим при­зы­вал.

 

2.  Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на во­прос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

В ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­тро­ну­ты важ­ные во­про­сы, ин­те­ре­со­вав­шие в то время рус­ское об­ще­ство. Один из них  — взгляд на ис­то­рию. Кто управ­ля­ет ей? Тол­стой стре­мил­ся от­ве­тить на этот во­прос своим ро­ма­ном. Итак, какая же сила дви­жет на­ро­да­ми? Тол­стой спо­рит в «Войне и мире» с рас­про­стра­нен­ной точ­кой зре­ния о зна­чи­мо­сти от­дель­ной ис­то­ри­че­ской лич­но­сти. Он утвер­жда­ет, что ход ис­то­рии опре­де­ля­ет­ся свыше и за­ви­сит от сов­па­де­ния. Каж­дый че­ло­век дей­ству­ет по какой-⁠то внут­рен­ней силе, и ни­ко­му не дано по­нять это. Более того; если кому-⁠то и уда­ет­ся по­стичь тайну про­ви­де­ния, то это не ис­клю­чи­тель­ная лич­ность, а на­род­ная жизнь в целом. Она ока­зы­ва­ет­ся наи­бо­лее чут­ким ор­га­низ­мом, от­кли­ка­ю­щим­ся на скры­тый смысл ис­то­ри­че­ско­го дви­же­ния. Роль ве­ли­ких людей в ис­то­рии  — это уме­ние при­слу­шать­ся к мне­нию боль­шин­ства, к на­род­ной жизни.

 

3.  Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горь­кий-⁠ро­ман­тик? Близ­ки или про­ти­во­ре­чат Вашим убеж­де­ни­ем эти взгля­ды?

Ха­рак­те­ры ге­ро­ев ран­них рас­ска­зов М. Горь­ко­го, к числу ко­то­рых при­над­ле­жит и «Ста­ру­ха Изер­гиль», воз­вра­ща­ют чи­та­те­ля к ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции. Это люди не­за­у­ряд­ные, сме­лые, воль­ные, вы­рвав­ши­е­ся из-⁠под вла­сти своей среды, об­ще­при­ня­тых иде­а­лов и цен­но­стей. В рас­ска­зе три ис­то­рии: ле­ген­да о Ларре, ле­ген­да о Данко, рас­сказ о жизни самой Изер­гиль. Образ Изер­гиль при­вле­ка­те­лен, не­смот­ря на то, что «время со­гну­ло её по­по­лам, чёрные когда-⁠то глаза были туск­лы и сле­зи­лись», в го­ло­се ее по-⁠преж­не­му зву­чит стрем­ле­ние к воль­ной жизни, к без­удерж­ным стра­стям, любви. Но жизнь свою она про­жи­ла толь­ко для себя, ее сво­бо­да эго­и­сти­че­ская. «Гор­дый» Ларра  — выс­шее про­яв­ле­ние эго­из­ма. По­это­му им про­ти­во­по­став­лен по-⁠на­сто­я­ще­му гор­дый и силь­ный Данко, для ко­то­ро­го смыс­лом жизни яв­ля­ет­ся слу­же­ние людям.

 

4.  Тема любви в по­э­зии се­реб­ря­но­го века. (На при­ме­ре про­из­ве­де­ний од­но­го из по­этов: А. А. Блока, А. А. Ах­ма­то­вой, М. И. Цве­та­е­вой.)

Тема любви в рус­ской ли­те­ра­ту­ре мно­го­гран­на: лю­бовь как смысл жизни, не­счаст­ная лю­бовь, лю­бовь как ис­пы­та­ние  — лишь не­сколь­ко под­хо­дов к рас­кры­тию темы. В сти­хо­тво­ре­нии Ах­ма­то­вой «Се­год­ня мне пись­ма не при­нес­ли» лю­бовь для ге­ро­и­ни  — это гло­ток све­же­го воз­ду­ха, без ко­то­ро­го не мыс­лит­ся сама жизнь. По­доб­ные пе­ре­жи­ва­ния рас­кры­ва­ют­ся в сти­хо­тво­ре­ни­ях М. Цве­та­е­вой: «Вчера еще в глаза гля­дел», «Вот опять окно», «Мне нра­вит­ся, что вы боль­ны не мной». В по­э­зии А. Блока тема любви зву­чит в сти­хо­тво­ре­ни­ях: «О да, лю­бовь воль­на, как птица», «О доб­ле­стях, о по­дви­гах, о славе» и дру­гих.

 

5.  Может ли про­смотр ки­но­филь­ма за­ме­нить чте­ние книги? (На при­ме­ре про­из­ве­де­ния оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры и экра­ни­за­ции по мо­ти­вам этого про­из­ве­де­ния.)

Тема может быть рас­кры­та на при­ме­ре ро­ма­на Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» и од­но­имен­но­го филь­ма Сер­гея Бон­дар­чу­ка. Может ли фильм, даже очень хо­ро­ший, за­ме­нить про­чте­ние книги? Можно срав­нить экра­ни­за­цию Бон­дар­чу­ка и со­вре­мен­ную по­ста­нов­ку бри­тан­ской ки­но­ком­па­нии по сце­на­рию Эндрю Дэ­ви­са. Ви­де­ние ре­жис­се­ра может быть очень да­ле­ким от пер­во­ис­точ­ни­ка  — книги, по мо­ти­вам ко­то­рой создаётся фильм, как это про­изо­шло с бри­тан­ской вер­си­ей экра­ни­за­ции. По­это­му, без­услов­но, фильм может быть лишь пре­крас­ным до­пол­не­ни­ем к книге, но не ее за­ме­ной. И, ко­неч­но же, со­зда­вая кино, ре­жиссёрам не ме­ша­ло бы разо­брать­ся в ав­тор­ском ви­де­нии про­блем книги.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие со­чи­не­ния теме и её рас­кры­тие
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­рон­не3
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, тема рас­кры­та глу­бо­ко, но од­но­сто­рон­не2
Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную тему, но тема рас­кры­та по­верх­ност­но1
Тема не рас­кры­та0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, до­пу­ще­ны одна-две фак­ти­че­ские ошиб­ки2
Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для рас­кры­тия темы со­чи­не­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.)

ИЛИ ар­гу­мен­та­ция под­ме­ня­ет­ся пе­ре­ска­зом тек­ста, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ру­ют­ся тек­стом про­из­ве­де­ния(-ий)

ИЛИ при ар­гу­мен­та­ции (с любым уров­нем при­вле­че­ния тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)) до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на

0
3. Опора на тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, два и более из них ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют3
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, одно из них ис­поль­зо­ва­но для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий) в целях рас­кры­тия темы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют2
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния(-ий)

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

1
Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия не вклю­че­ны в со­чи­не­ние

ИЛИ до­пу­ще­но более одной ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий

0
4. Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и ло­гич­ность
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ных по­вто­ров3
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые части ло­ги­че­ски свя­за­ны между собой,

НО

внут­ри смыс­ло­вых ча­стей есть на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти и не­обос­но­ван­ные по­вто­ры

2
В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел,

НО

есть на­ру­ше­ния ком­по­зи­ци­он­ной связи между смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми

И/ИЛИ мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся

1
В со­чи­не­нии не про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел; до­пу­ще­ны гру­бые на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ча­стей вы­ска­зы­ва­ния, су­ще­ствен­но за­труд­ня­ю­щие по­ни­ма­ние смыс­ла со­чи­не­ния0
5. Со­блю­де­ние ре­че­вых норм
Ре­че­вых оши­бок нет, или до­пу­ще­на одна ре­че­вая ошиб­ка3
До­пу­ще­ны две-три ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­ны че­ты­ре ре­че­вые ошиб­ки1
До­пу­ще­но пять или более ре­че­вых оши­бок0
6. Со­блю­де­ние ор­фо­гра­фи­че­ских норм
Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
7. Со­блю­де­ние пунк­ту­а­ци­он­ных норм
Пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
8. Со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм
Грам­ма­ти­че­ских оши­бок нет, или до­пу­ще­ны одна-две ошиб­ки1
До­пу­ще­но три или более ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл за со­чи­не­ние18
Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.):