Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1–5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. Согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Петрович — герой печоринского типа? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
3. Почему в стихах о России А. А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?
4. Образы двух столиц в русской литературе. (На примере произведений одного из авторов: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.)
5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (1–5).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарий к темам сочинений
1. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы. Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.
2. Согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Петрович — герой печоринского типа? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
Я разделяю точку зрения критика Писарева. Отличия, безусловно, есть, но в отречённости от мира, в том, что оба героя не поняты, опережают своё время, сходство очевидно. Печорин всё время анализирует свои поступки. Базаров тоже рефлексирующий нигилист. «Рефлектирующий нигилист» — значит, думающий. Базаров не просто отрицает все без разбора, не задумываясь ни о последствиях, ни вообще о нужности этого отрицания. Не зависеть от догм, не оглядываться на кумиры, не склоняться слепо перед ними, все подвергать сомнению, чтобы выбрать свой путь в науке, в жизни, думать, думать и думать, не зависеть от чужого, пусть даже и признанного, мнения — это Базаров. Он талантлив, проницателен, способен анализировать и отстаивать свои взгляды, потому что он внутренне свободен. Печорин очень похож на Базарова.
3. Почему в стихах о России А. А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?
По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн
...вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Цикл «На поле Куликовом» целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены.
Ожиданием перемен пронизано и стихотворение «Рожденные в года глухие...», посвященное 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей «страшных лет России», и призывает к обновлению.
4. Образы двух столиц в русской литературе. (На примере произведений одного из авторов: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.)
Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город — Петербург, — перенес столицу туда. С тех пор началось противостояние Петербурга и Москвы, претендующих на звание главного города страны. Эта борьба не могла не отразиться в произведениях писателей, чувствующих дух времени. Кроме того, оба города самобытны и не похожи один на другой: Москва — всегда кипящая, жизнелюбивая, деятельная; Петербург — сумрачный, гордый, хранящий традиции. Он, даже лишившись официального статуса, остаётся «культурной столицей».
А. С. Пушкин восхищается горделивой, не сдавшейся Наполеону Москвой: «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Но Петербург поэту дороже:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит...
Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город — воплощение Петровского духа.
5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)
Тема может быть раскрыта на примере рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, точнее, вторая ее часть Largo appassionato, проходит лейтмотивом через все произведение. Музыка Бетховена призвана была, по замыслу автора, показать неизъяснимое в любви героя к Вере Николаевне Шеиной, ставшей смыслом жизни Желткова. Музыка лишена слов, но может передать страдания Желткова. Она отзывается в душе Веры Николаевны порывистым осенним ветром, который в начале повествования уносил сухие желтые листья в Небеса. Светлые фрагменты сонаты прорываются в существе героини горькими слезами необратимой утраты, сменяющимися облегчением, отпущением ее греха, когда она произносит: «Он меня простил теперь. Все хорошо». Куприн начинает свое произведение упоминанием сонаты и он же замыкает ею круг, сделав ее звучание главным фоном для своей истории, фоном, выражающим то, что словами выразить невозможно.

