Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 7 № 1506
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

РОС­СИЯ

Опять, как в годы зо­ло­тые,

Три стёртых треп­лют­ся шлеи,

И вяз­нут спицы рас­пис­ные

В рас­хля­бан­ные колеи...

 

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые, —

Как слёзы пер­вые любви!

 

Тебя жа­леть я не умею

И крест свой бе­реж­но несу...

Ка­ко­му хо­чешь ча­ро­дею

Отдай раз­бой­ную красу!

 

Пус­кай за­ма­нит и об­ма­нет, —

Не про­падёшь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит

Твои пре­крас­ные черты...

 

Ну что ж? Одно за­бо­той боле —

Одной сле­зой река шум­ней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узор­ный до бро­вей...

 

И не­воз­мож­ное воз­мож­но,

До­ро­га дол­гая легка,

Когда блеснёт в дали до­рож­ной

Мгно­вен­ный взор из-⁠под плат­ка,  

Когда зве­нит тос­кой острож­ной

Глу­хая песня ям­щи­ка!..

 

А. А. Блок, 1908

Ука­жи­те приём, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в стро­ках:

 

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые  —

Как слёзы пер­вые любви!

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Срав­не­ние  — это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или яв­ле­ний, об­ла­да­ю­щих общим при­зна­ком, для по­яс­не­ния од­но­го дру­гим. Срав­не­ние со­сто­ит из двух ча­стей, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся чаще всего по­сред­ством со­ю­зов.

 

Ответ: срав­не­ние.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2014 по ли­те­ра­ту­ре
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 22. А. А. Блок. Сти­хо­тво­ре­ния
1
Тип 6 № 9182
i

Для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти речи А. Блок от­сту­па­ет от обыч­но­го по­ряд­ка слов, ис­поль­зуя ___________. Для со­зда­ния яр­ко­го об­ра­за Рос­сии ис­поль­зу­ют­ся ху­до­же­ствен­ные опре­де­ле­ния  — ________.


2
Тип 7 № 520
i

Ука­жи­те номер стро­фы (по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же), в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет ана­фо­ру.


3
Тип 8 № 522
i

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и при­е­мов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (ука­жи­те их но­ме­ра в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1.  Ги­пер­бо­ла.

2.  Ин­вер­сия.

3.  Иро­ния.

4.  Эпи­тет.

5.  Зву­ко­пись.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Срав­не­ние.


4
Тип 9 № 8608
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Что при­да­ет цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?

2.  Какую роль в сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Блока иг­ра­ют об­ра­зы-сим­во­лы?


5
Тип 10 № 8877
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром вос­со­здан образ Рос­сии. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока.


6
Тип Д10 C3 № 526
i

Что при­да­ет цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?


7
Тип Д11 C4 № 527
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вос­со­здан образ Рос­сии и в чем их сход­ство и раз­ли­чие со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?