СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 6 № 2017

Значительная часть фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой раз­го­вор между Пе­чо­ри­ным и девушкой. Каким тер­ми­ном на­зы­ва­ют по­доб­ную форму ху­до­же­ствен­ной речи?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

 

Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностию останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.

Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, т. е. порода, а не Юная Франция, большею частию изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос, — всё это было для меня обворожительно. Хотя в её косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в её улыбке было что-то неопределённое, но такова сила предубеждений: правильный нос свёл меня с ума; я вообразил, что нашёл Гётеву Миньону, это причудливое создание его немецкого воображения, — и точно, между ними было много сходства: те же быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности, те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни...

По́д вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». — «А как неравно напоёшь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — Кто ж тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, — нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком».

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1
Задание 1 № 2012

Укажите на­зва­ние главы ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени», эпи­зод из ко­то­рой приведён выше.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

2
Задание 2 № 2013

Фрагмент от­кры­ва­ет­ся опи­са­ни­ем внеш­но­сти героини. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ное описание?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

3
Задание 3 № 2014

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ха­рак­те­ри­сти­ки героя («правильный нос» героини)?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

4
Задание 4 № 2015

Установите со­от­вет­ствие между тремя ге­ро­и­ня­ми ро­ма­на и опи­са­ни­я­ми их внешности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ГЕРОИНИ

 

ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ

А) Бэла

Б) Вера

В) Мери

 

1) «…она не­бреж­но опу­сти­ла руку на моё плечо, на­кло­ни­ла слег­ка го­лов­ку набок, и мы пустились… Её све­жее ды­ха­ние ка­са­лось моего лица; ино­гда локон, от­де­лив­ший­ся в вихре валь­са от своих товарищей, сколь­зил по го­ря­щей щеке моей… Она запыхалась, глаза её помутились, по­лу­рас­кры­тые губки едва могли про­шеп­тать не­об­хо­ди­мое "mersi"…»

2) «…среднего роста, блондинка, с пра­виль­ны­ми чертами, цвет лица чахоточный, а на пра­вой щеке чёрная родинка: её лицо по­ра­зи­ло меня своей выразительностью…»

3) «…бросилось в глаза… лицо… вы­ра­жав­шее безум­ное отчаяние; она си­де­ла на тол­стом бревне, об­ло­ко­тясь на свои ко­ле­ни и под­дер­жи­ва­ла го­ло­ву руками… Её губы по вре­ме­нам шевелились…»

4) «…девушка лет шестнадцати… высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у гор­ной серны, так и за­гля­ды­ва­ли вам в душу…»

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВ
   
Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

5
Задание 5 № 2016

В рас­суж­де­ни­ях Пе­чо­ри­на об «ундине» со­дер­жит­ся скры­тая на­смеш­ка («В ней было много породы... по­ро­да в женщинах, как и в лошадях, ве­ли­кое дело; это от­кры­тие при­над­ле­жит Юной Франции. Она, т. е. порода, а не Юная Франция, боль­шею ча­стию изоб­ли­ча­ет­ся в поступи…»). Как на­зы­ва­ет­ся этот приём?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

6
Задание 7 № 2018

Как на­зы­ва­ют­ся лаконичные изречения, встре­ча­ю­щи­е­ся в речи ге­ро­и­ни («Где поётся, там и счастливится», «…где не будет лучше, там будет хуже»)?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.
Пояснение · · Видеокурс ·

7
Задание 8 № 2024

Как ха­рак­те­ри­зу­ет Печорина его от­но­ше­ние к девушке-«певунье»?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

8
Задание 9 № 2025

Герои каких про­из­ве­де­ний рус­ской клас­си­ки по­па­да­ют в чуж­дый для них мир и в чём их можно со­по­ста­вить с Печориным?

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

Пояснение.

Диалог — раз­го­вор двух или более лиц. В ли­те­ра­тур­ном произведении, осо­бен­но в драме, диа­лог — одна из ос­нов­ных форм ре­че­вой характеристики персонажей. Полилог (греч., букв. «речь многих») — раз­го­вор многих участников. При этом предполагается, что роль го­во­ря­ще­го переходит от од­но­го лица к другому, в про­тив­ном случае раз­го­вор превращается в монолог.

 

Ответ: диалог или полилог.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.