Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д10 C3 № 2126
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Вче­раш­ний день, часу в ше­стом,  

Зашёл я на Сен­ную;

Там били жен­щи­ну кну­том,

Кре­стьян­ку мо­ло­дую.

 

Ни звука из её груди,

Лишь бич сви­стал, играя...

И Музе я ска­зал: «Гляди!

Сест­ра твоя род­ная!»

 

Н. А. Не­кра­сов, 1848

Как в не­кра­сов­ском сти­хо­тво­ре­нии сов­ме­ща­ют­ся на­род­ная тема и тема твор­че­ства?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Сен­ная пло­щадь в Пе­тер­бур­ге  — тор­го­вая. Там тор­го­ва­ли сеном (от­сю­да на­зва­ние) и под­вер­га­ли пуб­лич­ным те­лес­ным на­ка­за­ни­ям об­ви­нен­ных в во­ров­стве, мо­шен­ни­че­стве и пр. Это на­зы­ва­лось тор­го­вы­ми каз­ня­ми. Ис­тя­за­е­мая кре­стьян­ка  — род­ная сест­ра Музы. Если по­нять эти слова бук­валь­но, то она тоже Муза, при­няв­шая образ рус­ской кре­стьян­ки. Со­глас­но древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии, Музы  — род­ные сест­ры, до­че­ри Зевса, по­кро­ви­тель­ни­цы по­э­зии, ис­кусств и наук. В рус­ской по­э­зии из­дав­на сло­жи­лась тра­ди­ция об­ра­ще­ния к Музе, ко­то­рая яв­ля­ет­ся поэту, вдох­нов­ля­ет его, по­буж­да­ет к твор­че­ству. Не­кра­сов­ская Муза мол­чит под бичом. Мол­чит и ее род­ная сест­ра. В этом есть нечто не­обыч­ное. Ведь не поэт ей, а она ему долж­на была бы по­ка­зать и объ­яс­нить про­ис­хо­дя­щее. Но нет, Муза без­молв­ству­ет. А ее му­че­ни­ца-сест­ра молча умрет под кну­том.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 303
1
Тип 9 № 8519
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Как в не­кра­сов­ском сти­хо­тво­ре­нии сов­ме­ща­ют­ся на­род­ная тема и тема твор­че­ства?

2.  Какую роль в рас­кры­тии темы иг­ра­ет ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния?


2
Тип 10 № 8130
i

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чит «кре­стьян­ская» тема. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Н. А. Не­кра­со­ва «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом...»


3
Тип Д11 C4 № 2127
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит «кре­стьян­ская» тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Н. А. Не­кра­со­ва «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом…»?