Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 8519
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Вче­раш­ний день, часу в ше­стом,  

Зашёл я на Сен­ную;

Там били жен­щи­ну кну­том,

Кре­стьян­ку мо­ло­дую.

 

Ни звука из её груди,

Лишь бич сви­стал, играя...

И Музе я ска­зал: «Гляди!

Сест­ра твоя род­ная!»

 

Н. А. Не­кра­сов, 1848

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Как в не­кра­сов­ском сти­хо­тво­ре­нии сов­ме­ща­ют­ся на­род­ная тема и тема твор­че­ства?

2.  Какую роль в рас­кры­тии темы иг­ра­ет ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Сен­ная пло­щадь в Пе­тер­бур­ге  — тор­го­вая. Там тор­го­ва­ли сеном (от­сю­да на­зва­ние) и под­вер­га­ли пуб­лич­ным те­лес­ным на­ка­за­ни­ям об­ви­нен­ных в во­ров­стве, мо­шен­ни­че­стве и пр. Это на­зы­ва­лось тор­го­вы­ми каз­ня­ми. Ис­тя­за­е­мая кре­стьян­ка  — род­ная сест­ра Музы. Если по­нять эти слова бук­валь­но, то она тоже Муза, при­няв­шая образ рус­ской кре­стьян­ки. Со­глас­но древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии, Музы  — род­ные сест­ры, до­че­ри Зевса, по­кро­ви­тель­ни­цы по­э­зии, ис­кусств и наук. В рус­ской по­э­зии из­дав­на сло­жи­лась тра­ди­ция об­ра­ще­ния к Музе, ко­то­рая яв­ля­ет­ся поэту, вдох­нов­ля­ет его, по­буж­да­ет к твор­че­ству. Не­кра­сов­ская Муза мол­чит под бичом. Мол­чит и ее род­ная сест­ра. В этом есть нечто не­обыч­ное. Ведь не поэт ей, а она ему долж­на была бы по­ка­зать и объ­яс­нить про­ис­хо­дя­щее. Но нет, Муза без­молв­ству­ет. А ее му­че­ни­ца-⁠сест­ра молча умрет под кну­том.

2.  Ком­по­зи­ци­он­но сти­хо­тво­ре­ние Н. А. Не­кра­со­ва «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом» со­сто­ит из двух строф, пред­став­ля­ю­щих собой две части про­из­ве­де­ния. В пер­вой части Не­кра­сов по­ка­зы­ва­ет сцену из­би­е­ния кре­стьян­ки, чётко ука­зы­вая место дей­ствия и спо­соб на­ка­за­ния. Такая точ­ность де­ла­ет эти че­ты­ре строч­ки фак­ти­че­ски до­сто­вер­ны­ми. Вто­рая стро­фа рас­кры­ва­ет смысл про­из­ве­де­ния: поэт го­во­рит Музе, что эта из­би­ва­е­мая кре­стьян­ка  — её род­ная сест­ра. Таким об­ра­зом, поэт ука­зы­ва­ет, что имен­но он хотел по­ка­зать этой сце­ной: в лице кре­стьян­ки ме­та­фо­ри­че­ски изоб­ра­жа­ет­ся тяжёлое по­ло­же­ние по­э­зии, ко­то­рая вы­нуж­де­на мол­чать в то время, как её из­би­ва­ют бичом цен­зу­ры.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для

ар­гу­мен­та­ции

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1

Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей,

И/ИЛИ суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны пред­ло­жен­ным тек­стом,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм

От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки

2

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская

и/⁠или ре­че­вая и/⁠или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трёх оши­бок

1

До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)

0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 7. Н. А. Не­кра­сов. Сти­хо­тво­ре­ния
1
Тип 10 № 8130
i

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чит «кре­стьян­ская» тема. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Н. А. Не­кра­со­ва «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом...»


2
Тип Д10 C3 № 2126
i

Как в не­кра­сов­ском сти­хо­тво­ре­нии сов­ме­ща­ют­ся на­род­ная тема и тема твор­че­ства?


3
Тип Д11 C4 № 2127
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит «кре­стьян­ская» тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Н. А. Не­кра­со­ва «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом…»?