СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 13 № 62

Какой приём ис­поль­зу­ет автор, ха­рак­те­ри­зуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здеш­ние растенья, / Цветём недолго, быст­ро увядаем...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение на­чи­на­ет­ся с вопроса, не тре­бу­ю­ще­го ответа и со­дер­жа­ще­го утверждение. Как на­зы­ва­ют­ся подобные вопросы?


2
Задание 11 № 60

Назовите сред­ство художественной изобразительности, пред­став­ля­ю­щее собой об­раз­ное определение («пылкая лю­бовь свободы», «дружбы сладкой»)?


3
Задание 12 № 61

Укажите на­зва­ние тропа, ос­но­ван­но­го на пе­ре­но­се свойств од­но­го предмета или яв­ле­ния на дру­гие («злобы яд», «жизни чаша»).


4
Задание 14 № 63

Укажите размер, ко­то­рым написано сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Монолог».


5
Задание 15 № 66

Чем обу­слов­ле­на груст­ная то­наль­ность лер­мон­тов­ско­го «Монолога»?


6
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лермонтова?

Пояснение.

Автор ис­поль­зу­ет приём сравнения. Дадим определение.

Сравнение — троп, в ко­то­ром происходит упо­доб­ле­ние одного пред­ме­та или яв­ле­ния другому по какому-либо об­ще­му для них признаку. Цель сравнения — это вы­явить в объ­ек­те сравнения новые, важные, пре­иму­ще­ствен­ные для субъ­ек­та высказывания свойства.

 

Ответ: сравнение.