Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:
— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:
— Не троньте его. Он хочет умереть!
И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.
— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит...
Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"
Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)?
Такой прием называется гипербола. Дадим определение.
Гипербола — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
Ответ: гипербола.


Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли свое воплощение в данном произведении.
Литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский, называется романтизмом. Дадим определение.
Романтизм характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Для романтизма свойственно противопоставление реального мира миру идеальному.
Композиции и характеры героев ранних рассказов М.Горького возвращают читателя к романтической традиции. К романтическим произведениям относятся рассказы Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.


Рассказ Изергиль о Лappe нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.
Его можно отнести к жанру притчи. Дадим определение.
Притча — это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
Притча о Ларре учит нас соблюдать законы. В конце концов, Ларра осознал весь ужас своего наказания и желал смерти. Но в том-то и наказание, что смерти у него нет и никого близкого нет.
Сам Горький определял рассказ как легенду, поэтому возможен и этот ответ.
Ответ: притча|легенда


К какому приему прибегает рассказчица: «И вот он стал жить, вольный, как птица»?
Рассказчица прибегает к приему, который называется сравнение. Дадим определение.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Ответ: сравнение.
Что имел в виду мудрец, утверждавший* что наказание Ларры — в нем самом?
Ларра всегда презирал людей, считая себя выше всех их. Когда мудрец сказал, что наказание героя в нем самом, тот лишь посмеялся. В безграничной свободе, независимости от всего мира герой видел счастье. Однако в сыне орла текла и человеческая кровь. Десятки лет, прожитые в одиночестве, хороши для вольной птицы, но губительны для человека. Ларра был вынужден признать, что общество людей ему необходимо, однако никто не пожелал облегчить участь того, «кто делал им зло», Ларра был прогнан. Одиночество стало для героя настоящей пыткой, и даже смерть не могла спасти его от мучений.
Таким образом, свобода, жизнь вдали от людей – все, что некогда так ценил Ларра, обернулись для героя страшным наказанием. Потому что жизнь вне общества невозможна для того, в чьих жилах течет человеческая кровь.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?
История сына орла из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о смысле жизни, об отношении к людям. В рассказе тема гордости раскрывается через противопоставление двух героев: Ларры и Данко. Им обоим присуща гордость, однако проявляется она по-разному. Эгоизм Ларры понятен — он любит только себя, его гордость переросла в гордыню. Он жесток и оттого остается одиноким.
Мировоззрение Данко иное. Его призвание и цель — служить народу. Он горд, но не заносчив.
Другим романтическим героем, для которого характерно противостояние окружающей действительности, является Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий обладает исключительными способностями, вследствие чего чувствует превосходство над другими. Ему, как и Ларре, присущ эгоизм. Именно из-за него персонаж впоследствии остается один.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира», — так с помощью _______ передана степень отчаяния Ларры, главного героя одной из легенд, составляющих написанный в духе (литературного направления) _____________ рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира», — так с помощью гиперболы передана степень отчаяния Ларры, главного героя одной из легенд, составляющих написанный в духе (литературного направления) романтизма рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Ответ: гиперболыромантизма.


Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема «гордого человека». Чем схоже (или чем различается) изображение гордого человека в этом произведении и в горьковском рассказе?
История сына орла из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о смысле жизни, об отношении к людям. В рассказе тема гордости раскрывается через противопоставление двух героев: Ларры и Данко. Им обоим присуща гордость, однако проявляется она по-разному. Эгоизм Ларры понятен — он любит только себя, его гордость переросла в гордыню. Он жесток и оттого остается одиноким.
Мировоззрение Данко иное. Его призвание и цель — служить народу. Он горд, но не заносчив.
Другим романтическим героем, для которого характерно противостояние окружающей действительности, является Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий обладает исключительными способностями, вследствие чего чувствует превосходство над другими. Ему, как и Ларре, присущ эгоизм. Именно из-за него персонаж впоследствии остается один.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Что имел в виду мудрец, утверждавший* что наказание Ларры — в нем самом?
2. Ирина Щербина, размышляя над рассказом «Старуха Изергиль», писала: «Есть точное наблюдение: не столько красоту души, сколько красоту поступка демонстрируют герои раннего Горького». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Ларра всегда презирал людей, считая себя выше всех их. Когда мудрец сказал, что наказание героя в нем самом, тот лишь посмеялся. В безграничной свободе, независимости от всего мира герой видел счастье. Однако в сыне орла текла и человеческая кровь. Десятки лет, прожитые в одиночестве, хороши для вольной птицы, но губительны для человека. Ларра был вынужден признать, что общество людей ему необходимо, однако никто не пожелал облегчить участь того, «кто делал им зло», Ларра был прогнан. Одиночество стало для героя настоящей пыткой, и даже смерть не могла спасти его от мучений.
Таким образом, свобода, жизнь вдали от людей – все, что некогда так ценил Ларра, обернулись для героя страшным наказанием. Потому что жизнь вне общества невозможна для того, в чьих жилах течет человеческая кровь.
2. Когда поступок может быть назван красивым? Философский вопрос. Каждый ответит на него по-своему, но, наверное, все согласятся, что такой поступок не должен нести зло и страдания. Красив ли Ларра? Внешне, безусловно. А внутренне? Вряд ли. Некрасивы и люди, которые смеются над мучающимся Ларрой. В приведённом фрагменте текста Горький рисует такую картину: «И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним». Таким образом, с точки зрения морали, нравственности, в приведённом фрагменте я не вижу красивых поступков. Но и это работает у мастера на раскрытие его замысла о красоте человека, ведь на контрасте с легендой о Ларре он строит повествование о Данко и самой Изергиль. Таким образом, мнение И. Щербиной вполне обоснованно.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Установите соответствие между персонажами «Старухи Изергиль» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Ларра
Б) Данко
B) Аркадэк
1) гордый шляхтич, покоривший сердце Изергиль
2) маленький турок, бежавший с Изергиль от отца
3) сын орла из легенды о наказанной гордыне
4) легендарный герой, спасший своё племя от гибели
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Ларра — сын орла из легенды о наказанной гордыне. Данко — легендарный герой, спасший своё племя от гибели, Аркадэк — имя гордого шляхтича, покорившего сердце Изергиль. Маленького турка, бежавшего с Изергиль от отца, в тексте рассказа старуха называет просто мальчиком.
Ответ: 341.
Наверх