Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 763
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Лука (за­дум­чи­во, Буб­но­ву). Вот... ты го­во­ришь — прав­да... Она, прав­да-⁠то, — не все­гда по не­ду­гу че­ло­ве­ку... не все­гда прав­дой душу вы­ле­чишь... Был, при­мер­но, такой слу­чай: знал я од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый в пра­вед­ную землю верил...

Буб­нов. Во что-⁠о?

Лука. В пра­вед­ную землю. Долж­на, го­во­рил, быть на свете пра­вед­ная земля... в той, де­скать, земле — осо­бые люди на­се­ля­ют... хо­ро­шие люди! друг друж­ку они ува­жа­ют, друг друж­ке — зав­ся­ко-⁠про­сто — по­мо­га­ют... и все у них слав­но-⁠хо­ро­шо! И вот че­ло­век все со­би­рал­ся идти... пра­вед­ную эту землю ис­кать. Был он — бед­ный, жил — плохо... и, когда при­хо­ди­лось ему так уж труд­но, что хоть ло­жись да по­ми­рай, — духа он не терял, а все, бы­ва­ло, усме­хал­ся толь­ко да вы­ска­зы­вал: «Ни­че­го! по­терп­лю! Еще не­сколь­ко — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в пра­вед­ную землю...» Одна у него ра­дость была — земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Буб­нов. Куда? Хо-⁠хо!

Лука. И вот в это место — в Си­би­ри дело-⁠то было — при­сла­ли ссыль­но­го, уче­но­го... с кни­га­ми, с пла­на­ми он, уче­ный-⁠то, и со вся­ки­ми шту­ка­ми... Че­ло­век и го­во­рит уче­но­му: «По­ка­жи ты мне, сде­лай ми­лость, где лежит пра­вед­ная земля и как туда до­ро­га?» Сей­час это уче­ный книги рас­крыл, планы раз­ло­жил... гля­дел-⁠гля­дел — нет нигде пра­вед­ной земли! Все верно, все земли по­ка­за­ны, а пра­вед­ной — нет!..

Пепел (не­гром­ко). Ну? Нету?

Буб­нов хо­хо­чет.

На­та­ша. По­го­ди ты... ну, де­душ­ка?

Лука. Че­ло­век — не верит... Долж­на, го­во­рит, быть... ищи лучше! А то, го­во­рит, книги и планы твои — ни к чему, если пра­вед­ной земли нет... Уче­ный — в обиду. Мои, го­во­рит, планы самые вер­ные, а пра­вед­ной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и че­ло­век рас­сер­дил­ся — как так? Жил-⁠жил, тер­пел-⁠тер­пел и все верил — есть! а по пла­нам вы­хо­дит — нету! Гра­беж!.. И го­во­рит он уче­но­му: «Ах ты... сво­лочь эда­кой! Под­лец ты, а не уче­ный...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (По­мол­чав.) А после того пошел домой — и уда­вил­ся!..

Все мол­чат. Лука, улы­ба­ясь, смот­рит на Пепла и На­та­шу.

М. Горь­кий «На дне»


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и родом их за­ня­тий.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

A)  Лука

Б)  Буб­нов

B)  Пепел

РОД ЗА­НЯ­ТИЙ

1)  сле­сарь

2)  вор

3)  кар­туз­ник

4)  стран­ник

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

А  — 4. Лука  — очень не­од­но­знач­ный пер­со­наж пьесы. Это по­жи­лой стран­ник, ко­то­рый на не­ко­то­рое время по­яв­ля­ет­ся в ноч­леж­ке. Лука уте­ша­ет людей. Но как можно уте­шить этих вы­бро­шен­ных из жизни, опу­стив­ших­ся на дно ее людей? Лука при­бе­га­ет ко лжи. Но это ложь во спа­се­ние. Уми­ра­ю­щей Анне, ко­то­рой не­че­го вспом­нить в жизни хо­ро­ше­го, он го­во­рит, что на том свете ей будет очень хо­ро­шо. Про­сти­тут­ка Настя всем рас­ска­зы­ва­ет, что в ее жизни была боль­шая лю­бовь. В ответ все сме­ют­ся. Но Лука го­во­рит, что если она верит, зна­чит, эта лю­бовь у нее дей­стви­тель­но была. Вора Вась­ку Пепла Лука уго­ва­ри­ва­ет по­ехать в Си­бирь, по­то­му что там он смо­жет чест­но ра­бо­тать. Ал­ко­го­ли­ку Ак­те­ру Лука рас­ска­зы­ва­ет о бес­плат­ной ле­чеб­ни­це, где лечат от пьян­ства. Он уго­ва­ри­ва­ет его под­го­то­вить­ся к ле­че­нию, взять себя в руки. Обос­но­вы­вая то, что нужно жа­леть че­ло­ве­ка, Лука рас­ска­зы­ва­ет, как когда-⁠то сам по­жа­лел гра­би­те­лей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сги­ну­ли на ка­тор­ге. Также Лука рас­ска­зы­ва­ет прит­чу о «пра­вед­ной земле». Один бед­ный че­ло­век верил в су­ще­ство­ва­ние такой земли. Но на карте у уче­но­го ее не ока­за­лось. Че­ло­век разо­ча­ро­вал­ся во всем и по­ве­сил­ся. Так Лука хочет по­ка­зать не­об­хо­ди­мость жа­ло­сти и на­деж­ды для каж­до­го че­ло­ве­ка. Лука ис­че­за­ет не­ожи­дан­но, во время за­вя­зав­шей­ся драки, когда Пепел уби­ва­ет Ко­сты­ле­ва. Такое ис­чез­но­ве­ние вос­при­ни­ма­ет­ся не­од­но­знач­но. В по­след­нем дей­ствии ноч­леж­ни­ки вспо­ми­на­ют о Луке, вы­ска­зы­вая раз­лич­ные точки зре­ния на ложь уте­ши­тель­ную.

Б  — 3. Буб­нов  — кар­туз­ник, один из оби­та­те­лей ноч­леж­ки. Мы узна­ем, что в про­шлом он был вла­дель­цем кра­силь­ной ма­стер­ской. Но об­сто­я­тель­ства из­ме­ни­лись, его жена со­шлась с ма­сте­ром, и ему, чтоб остать­ся в живых, при­ш­лось уйти. Те­перь этот че­ло­век опу­стил­ся на самое дно. По­зи­ция Буб­но­ва  — это скеп­сис, фа­та­лизм, он все­гда при­ни­жа­ет че­ло­ве­ка. Он же­сток, не же­ла­ет со­хра­нять в себе какие-⁠либо хо­ро­шие ка­че­ства. В нем нет ни капли со­стра­да­ния. На прось­бу уми­ра­ю­щей Анны вести себя по­ти­ше, он от­ве­ча­ет: «Шум  — смер­ти не по­ме­ха...» Он счи­та­ет, что «все люди на земле  — лиш­ние...». С точки зре­ния Буб­но­ва, имен­но на аб­со­лют­ном дне жизни об­на­жа­ет­ся ис­тин­ная сущ­ность че­ло­ве­ка, с него сле­та­ет на­сло­е­ние ци­ви­ли­зо­ван­ной, куль­тур­ной жизни: «...Все сли­ня­ло, один голый че­ло­век остал­ся». Ви­ди­мо, тем самым он хочет ска­зать о жи­вот­ной сущ­но­сти че­ло­ве­ка. Буб­нов видит в нем лишь низ­кое, эго­и­стич­ное, не желая при­ни­мать во вни­ма­ние раз­ви­тие об­ще­ствен­ной, куль­тур­ной жизни. В этом слу­чае можно счи­тать зна­чи­тель­ной такую его фразу: «Вы­хо­дит  — сна­ру­жи как себя ни рас­кра­ши­вай, все со­трет­ся... все со­трет­ся, да!» Опу­стив­шись на самое дно жизни, Буб­нов уже не верит в че­ло­ве­ка, он за­ни­ма­ет пас­сив­ную не толь­ко внеш­нюю, но и внут­рен­нюю по­зи­цию.

В  — 2. Пепел  — оби­та­тель ноч­леж­ки, потом­ствен­ный вор. Пепел  — лю­бов­ник жены хо­зя­и­на ноч­леж­ки Ва­си­ли­сы. Это очень же­сто­кая жен­щи­на, ко­то­рая по­сто­ян­но тол­ка­ет того на во­ров­ство. Но Пеплу на­до­е­ла такая жизнь. Ему хо­чет­ся стать чест­ным че­ло­ве­ком. Он влюб­ля­ет­ся в сест­ру Ва­си­ли­сы На­та­шу, хо­ро­шую де­вуш­ку, жерт­ву хо­зя­ев жизни. Пепел при­зна­ет­ся де­вуш­ке в любви и зовет ее уйти вме­сте. Лука при­зы­ва­ет его идти ра­бо­тать в Си­бирь. Там Пепел же­ла­ет стать по­ря­доч­ным и чест­ным. Ва­си­ли­са рев­ну­ет Пепла, за­пи­ра­ет дома и из­би­ва­ет На­та­шу. Позже в за­вя­зав­шей­ся драке Пепел уби­ва­ет Ко­сты­ле­ва. Мы по­ни­ма­ем, что те­перь ему пря­мой путь в тюрь­му или на ка­тор­гу.

 

Ответ: 432.

Раздел кодификатора ФИПИ: 7.3 М. Горь­кий. Пьеса «На дне»
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 19. М. Горь­кий. Пьеса «На дне»
1
Тип 1 № 761
i

Ука­жи­те жанр про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент.


2
Тип 2 № 764
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и их даль­ней­шей судь­бой.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

A)  Лука

Б)  Буб­нов

B)  Пепел

ДАЛЬ­НЕЙ­ШАЯ СУДЬ­БА

1)  хотел бы иметь бес­плат­ный трак­тир

2)  вне­зап­но ис­че­за­ет из ноч­леж­ки

3)  уми­ра­ет от тя­же­лой бо­лез­ни

4)  уби­ва­ет хо­зя­и­на ноч­леж­ки

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

3
Тип 3 № 5891
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

В _______ по ходу дра­ма­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния автор уточ­ня­ет или до­пол­ня­ет какие-⁠либо де­та­ли об­ста­нов­ки дей­ствия, внеш­но­сти и осо­бен­но­стей по­ве­де­ния пер­со­на­жей. Так же как и в эпи­че­ском про­из­ве­де­нии, в драме рас­ста­нов­ка дей­ству­ю­щих лиц, об­сто­я­тель­ства и при­чи­ны, ко­то­рые «за­пус­ка­ют» сю­жет­ный кон­фликт, опи­сы­ва­ют­ся в _____________.


4
Тип 4 № 8473
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Ка­ко­ва глав­ная про­бле­ма при­ве­ден­но­го эпи­зо­да? Какие сред­ства дра­ма­тур­гии ис­поль­зу­ют­ся для ее рас­кры­тия?

2.  И. Ф. Ан­нен­ский пишет: «...При­ход Луки толь­ко на ми­ну­ту уско­ря­ет пульс за­ми­ра­ю­щей жизни, но ни спа­сти, ни под­нять он ни­ко­го не может...» Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, до­ка­жи­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


5
Тип 5 № 8220
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те образ горь­ков­ских пер­со­на­жей с об­ра­зом стан­ци­он­но­го смот­ри­те­ля из од­но­имённой по­ве­сти А. С. Пуш­ки­на. В чём сход­ство в изоб­ра­же­нии пер­со­на­жей?


6
Тип Д1 № 762
i

Во фраг­мен­те изоб­ра­же­но острое столк­но­ве­ние по­зи­ций ге­ро­ев. Как на­зы­ва­ет­ся такое столк­но­ве­ние в про­из­ве­де­нии?


7
Тип Д7 № 767
i

Как на­зы­ва­ют­ся по­яс­не­ния ав­то­ра к тек­сту пьесы («не­гром­ко», «за­дум­чи­во, Буб­но­ву»)?


8
Тип Д5 C2 № 773
i

Ка­ко­ва глав­ная про­бле­ма при­ве­ден­но­го эпи­зо­да? Какие сред­ства дра­ма­тур­гии ис­поль­зу­ют­ся для ее рас­кры­тия?


9
Тип Д6 C1 № 774
i

В чем свое­об­ра­зие горь­ков­ско­го героя и тра­ди­ции кого из пред­ше­ствен­ни­ков про­дол­жа­ет Горь­кий, со­зда­вая своих ге­ро­ев?