Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
И опять идут двенадцать, За плечами — ружьеца. Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица...
Всё быстрее и быстрее Уторапливает шаг. Замотал платок на шее — Не оправиться никак...
— Что, товарищ, ты не весел? — Что, дружок, оторопел? — Что, Петруха, нос повесил, Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил... Ночки чёрные, хмельные С этой девкой проводил...
— Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!
— Ишь, стервец, завёл шарманку, Что ты, Петька, баба, что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
И Петруха замедляет Торопливые шаги...
Он головку вскидавает, Он опять повеселел...
Эх, эх! Позабавиться не грех!
Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! |
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте драматизм происходящих событий в поэме А. А. Блока и в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Начало двадцатого века ознаменовалось в русской истории эпохальными событиями: революциями, гражданской войной. Как эти события отразились на судьбах людей? Как человек способен пережить подобные социальные катаклизмы? Этими вопросами задавались русские писатели и поэты. Поэма «Двенадцать» А. Блока посвящена эпохальному событию русской истории — революции
Очень похожи переживания лирического героя Блока и мысли Петра Гринёва в период захвата Белогорской крепости Пугачёвым в романе «Капитанская дочка». «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — писал Пушкин. Эти слова в полной мере можно отнести и к захвату Белогорской крепости, и к шествию двенадцати в поэме Блока. Молодой офицер Гринёв увидел этот бунт собственными глазами. Видел, как вешают капитана Миронова, как расправились с Василисой Егоровной. Его самого чуть не постигла та же участь. Эти сцены романа полны драматизма.
Революция и пугачёвский бунт нарушили привычный уклад жизни, перевернули сознание. Повествование об этих событиях, безусловно, полно драматизма.

