Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.
— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.
Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!
— Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.
— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?
2. В одном из читательских отзывов о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» сказано: «История про жизнь, про настоящих и ненастоящих людей, про доброту и понимание, про корысть и жестокость». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
1. Матрена — один из образов «природных», «естественных» людей в русской литературе. В основе образа «природного», «естественного» человека — душевная чистота, обусловленная природным нравственным началом. Добро, любовь к ближнему, выносливость, огромная сила духа присущи Матрене. Она не зацикливается на возникших проблемах и трудностях, преодолевать которые ей приходится. Она справляется с ними своим собственным средством: «у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Неслучайно автор, описывая свою героиню после работы, называет Матрену «просветлённая», он словно подчеркивает святость этой обычной русской женщины.
2. Когда читаешь приведённый фрагмент рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», становится грустно от несправедливости, с которой столкнулась Матрёна при оформлении пенсии. Негодование вызывает бюрократическая система и равнодушие людей, от которых зависят судьбоносные решения. Теплотой наполняется сердце, когда читаешь о Матрёне, её отношении к жизни, от того, как смогла она остаться, несмотря ни на что, светлым и добрым человеком. Вот и получается, что люи бывают настоящие и ненастоящие. Матрёна — настоящий человек. А ненастоящие — это те, которые придумали «новый пенсионный закон», те, которые гоняют Матрёну из конторы в контору, те, по чьей вине она всю жизнь работала, как каторжная. Это справедливо отмечено в читательском отзыве.

