Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 8516
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Лю­бить иных — тяжёлый крест,

А ты пре­крас­на без из­ви­лин,

И пре­ле­сти твоей сек­рет

Раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен.

 

Вес­ною слы­шен шорох снов

И ше­лест но­во­стей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воз­дух, бес­ко­ры­стен.  

 

Легко проснуть­ся и про­зреть,

Сло­вес­ный сор из серд­ца вы­трясть

И жить, не за­со­ря­ясь впредь,

Всё это — не боль­шая хит­рость.

 

Б. Л. Па­стер­нак, 1931

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?

2.  Как в сти­хо­тво­ре­нии ме­та­фо­ры по­мо­га­ют пе­ре­дать идею про­из­ве­де­ния?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Как и мно­гих дру­гих ху­дож­ни­ков, Па­стер­на­ка вол­ну­ет тема любви, ко­то­рая про­хо­дит через все твор­че­ство поэта. Сти­хо­тво­ре­ние «Лю­бить иных  — тя­же­лый крест...» было на­пи­са­но в 1931 году и стало свое­об­раз­ным от­кро­ве­ни­ем поэта.

Это про­из­ве­де­ние пред­став­ля­ет собой об­ра­ще­ние к воз­люб­лен­ной. Ли­ри­че­ский герой го­во­рит о том, что лю­бить порою очень не­про­сто:

Лю­бить иных  — тя­же­лый крест,

А ты пре­крас­на без из­ви­лин,

И пре­ле­сти твоей сек­рет

Раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен.

Уже в пер­вых строч­ках сти­хо­тво­ре­ния из­ло­же­на ос­нов­ная идея про­из­ве­де­ния: ли­ри­че­ский герой вы­де­ля­ет свою воз­люб­лен­ную, счи­тая, что кра­со­та этой жен­щи­ны в про­сто­те. Но при этом ге­ро­и­ня иде­а­ли­зи­ру­ет­ся. Не­воз­мож­но по­нять ее и раз­га­дать, по­это­му «пре­ле­сти ее сек­рет Раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен». Сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой ис­по­ведь ли­ри­че­ско­го героя, ко­то­рый уже не может пред­ста­вить свою жизнь без воз­люб­лен­ной. Лю­бовь, по мне­нию ли­ри­че­ско­го героя, за­клю­ча­ет­ся в про­сто­те и лег­ко­сти.

2.  В сти­хо­тво­ре­нии Б. Па­стер­на­ка «Лю­бить иных  — тяжёлый крест» рас­кры­ва­ет­ся тема любви. По мне­нию поэта, воз­люб­лен­ная живет не столь­ко умом, сколь­ко чув­ства­ми, по­это­му она умеет слы­шать сны, знает ис­ти­ну. Она такая же есте­ствен­ная, как воз­дух. Рас­крыть идею сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ют тропы. Пре­жде всего, это ме­та­фо­ры. Ли­ри­че­ский герой вос­кли­ца­ет: «Лю­бить иных  — тяжёлый крест». Это ме­та­фо­ра  — герой срав­ни­ва­ет лю­бовь с судь­бой, кре­стом, ко­то­рый ему уго­то­ван свыше. Сле­ду­ю­щие ме­та­фо­ры рас­кры­ва­ют об­ра­зы воз­люб­лен­ной: «пре­ле­сти твоей сек­рет раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен», у неё дар слы­шать «шорох снов», «ше­лест но­во­стей и истин», «сло­вес­ный сор из серд­ца вы­трясть». Таким об­ра­зом, идей­ный за­мы­сел сти­хо­тво­ре­ния рас­кры­ва­ет­ся через ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы, со­зда­ва­е­мые с по­мо­щью ме­та­фор.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для

ар­гу­мен­та­ции

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1

Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей,

И/ИЛИ суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны пред­ло­жен­ным тек­стом,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм

От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки

2

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская

и/⁠или ре­че­вая и/⁠или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трёх оши­бок

1

До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)

0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 42. Б. Л. Па­стер­нак. Сти­хо­тво­ре­ния
1

Во вто­рой стро­фе сти­хо­тво­ре­ния Б. Па­стер­на­ка зву­ко­вой ряд ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ча­стым упо­треб­ле­ни­ем зву­ков Х, С, Ш. Так, приём _____ по­мо­га­ет со­здать ощу­ще­ние ти­ши­ны и спо­кой­ствия. Лю­бовь, по мне­нию ____ героя, за­клю­ча­ет­ся в про­сто­те и лег­ко­сти.


2
Тип 7 № 1453
i

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры от­но­сит­ся это про­из­ве­де­ние?


3
Тип 8 № 1456
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в пер­вых двух стро­фах сти­хо­тво­ре­ния. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1.  Ин­вер­сия.

2.  Ме­та­фо­ра.

3.  Ана­фо­ра.

4.  Срав­не­ние.

5.  Гро­теск.

6.  Эпи­фо­ра.

7.  Ме­то­ни­мия.


4
Тип 9 № 8633
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?

2.  Как в сти­хо­тво­ре­нии ме­та­фо­ры по­мо­га­ют пе­ре­дать идею про­из­ве­де­ния?


5
Тип 10 № 8127
i

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чат раз­мыш­ле­ния о сущ­но­сти любви. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Б. Л. Па­стер­на­ка.


6
Тип Д8 № 1457
i

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Лю­бить иных  — тяжёлый крест...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


7
Тип Д10 C3 № 1460
i

Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?


8
Тип Д11 C4 № 1461
i

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о сущ­но­сти любви и в чём их про­из­ве­де­ния близ­ки или кон­траст­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Па­стер­на­ка?


9
Тип Д8 № 1491
i

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Лю­бить иных  — тяжёлый крест...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


10
Тип Д10 C3 № 1494
i

Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?


11
Тип Д11 C4 № 1495
i

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о сущ­но­сти любви и в чём их про­из­ве­де­ния близ­ки или кон­траст­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Па­стер­на­ка?