СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 6 № 886

На каком при­е­ме основано со­по­ло­же­ние контрастных образов, с ко­то­рым мы встречаемся, например, в сле­ду­ю­щем фрагменте:

«Гораздо легче изоб­ра­жать характеры боль­шо­го размера: там про­сто бросай крас­ки со всей руки на полотно, чер­ные палящие глаза на­вис­шие брови, пе­ре­ре­зан­ный морщиною лоб, пе­ре­ки­ну­тый через плечо чер­ный или алый, как огонь, плащ — и порт­рет готов; но вот эти все господа, ко­то­рых много на свете, ко­то­рые с вида очень по­хо­жи между собою, а между тем как приглядишься, уви­дишь много самых не­уло­ви­мых особенностей, — эти гос­по­да страшно труд­ны для портретов».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

 

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

1
Задание 1 № 881

Как сам Н. В. Го­голь определил жанр «Мертвых душ»?

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

2
Задание 2 № 882

Укажите фа­ми­лию героя, ко­то­рую нужно вста­вить вместо пропусков.

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

3
Задание 3 № 883

В пер­вом томе «Мертвых душ» Чи­чи­ков по­се­тил пя­те­рых помещиков. Обо­значь­те цифрой, каким по по­ряд­ку сле­до­ва­ния был по­ме­щик из при­ве­ден­но­го отрывка.

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 4 № 884

Как на­зы­ва­ет­ся изображение внеш­но­сти героя в ли­те­ра­тур­ном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

5
Задание 5 № 885

В при­ве­ден­ном отрывке пер­со­наж характеризуется по­сло­ви­цей (ни в го­ро­де Богдан ни в селе Селифан). Уста­но­ви­те соответствие между тремя дру­ги­ми персонажами и их «пословичными», фра­зео­ло­ги­че­ски­ми характеристиками. К каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   ИХ «ПОСЛОВИЧНЫЕ»

А) Ноздрев

Б) Собакевич

В) Плюшкин

 

1) не­лад­но скроен, да креп­ко сшит

2) про­ре­ха на человечестве

3) ис­то­ри­че­ский человек

4) зад­ним умом крепок

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   
Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.

6
Задание 7 № 887

Прочитайте еще раз фрагмент, про­ци­ти­ро­ван­ный в преды­ду­щем задании. С прин­ци­па­ми какого литературно-художественного на­прав­ле­ния соотносятся прин­ци­пы изображения «характеров боль­шо­го размера»?

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.
Пояснение · · Видеокурс ·

7
Задание 8 № 2989

Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?

Источник: РЕШУ ЕГЭ

8
Задание 9 № 2990

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Антитеза — про­ти­во­по­став­ле­ние слов, образов, персонажей, эле­мен­тов композиции. Это вы­ра­зи­тель­ный художественный прием, поз­во­ля­ю­щий писателям пол­нее охарактеризовать героев, вы­явить свое от­но­ше­ние к ним и к раз­лич­ным сторонам изображаемого.

 

Ответ: антитеза.

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.