Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 10695
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

За ужи­ном раз­го­ва­ри­ва­ли мало. Осо­бен­но Ба­за­ров почти ни­че­го не го­во­рил, но ел много. Ни­ко­лай Пет­ро­вич рас­ска­зы­вал раз­ные слу­чаи из своей, как он вы­ра­жал­ся фер­мер­ской жизни, тол­ко­вал о пред­сто­я­щих пра­ви­тель­ствен­ных мерах, о ко­ми­те­тах, о де­пу­та­тах, о не­об­хо­ди­мо­сти за­во­дить ма­ши­ны и т. д. Павел Пет­ро­вич мед­лен­но по­ха­жи­вал взад и впе­ред по сто­ло­вой (он ни­ко­гда не ужи­нал), из­ред­ка от­хле­бы­вая из рюмки, на­пол­нен­ной крас­ным вином, и еще реже про­из­но­ся какое-⁠ни­будь за­ме­ча­ние или ско­рее вос­кли­ца­ние, вроде «а! эге! гм!». Ар­ка­дий со­об­щил не­сколь­ко пе­тер­бург­ских но­во­стей, но он ощу­щал не­боль­шую не­лов­кость, ту не­лов­кость, ко­то­рая обык­но­вен­но овла­де­ва­ет мо­ло­дым че­ло­ве­ком, когда он толь­ко что пе­ре­стал быть ре­бен­ком и воз­вра­тил­ся в место, где при­вык­ли ви­деть и счи­тать его ре­бен­ком. Он без нужды рас­тя­ги­вал свою речь, из­бе­гал слова «па­па­ша» и даже раз за­ме­нил его сло­вом «отец», про­из­не­сен­ным, прав­да, сквозь зубы; с из­лиш­нею раз­вяз­но­стью налил себе в ста­кан го­раз­до боль­ше вина, чем са­мо­му хо­те­лось, и выпил все вино. Про­ко­фьич не спус­кал с него глаз и толь­ко гу­ба­ми по­же­вы­вал. После ужина все тот­час разо­шлись.

— А чу­да­ко­ват у тебя дядя, — го­во­рил Ар­ка­дию Ба­за­ров, сидя в ха­ла­те возле его по­сте­ли и на­са­сы­вая ко­рот­кую тру­боч­ку. — Ще­голь­ство какое в де­рев­не, по­ду­ма­ешь! Ногти-⁠то, ногти, хоть на вы­став­ку по­сы­лай!

— Да ведь ты не зна­ешь, — от­ве­тил Ар­ка­дий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-ни­будь рас­ска­жу тебе его ис­то­рию. Ведь он кра­сав­цем был, го­ло­ву кру­жил жен­щи­нам.

— Да, вот что! По ста­рой, зна­чит, па­мя­ти. Пле­нять-⁠то здесь, жаль, не­ко­го. Я все смот­рел: эта­кие у него уди­ви­тель­ные во­рот­нич­ки, точно ка­мен­ные, и под­бо­ро­док так ак­ку­рат­но вы­брит. Ар­ка­дий Ни­ко­ла­ич, ведь это смеш­но?

— По­жа­луй; толь­ко он, право, хо­ро­ший че­ло­век.

— Ар­ха­и­че­ское яв­ле­ние! А отец у тебя слав­ный малый. Стихи он на­прас­но чи­та­ет и в хо­зяй­стве вряд ли смыс­лит, но он доб­ряк.

— Отец у меня зо­ло­той че­ло­век.

— За­ме­тил ли ты, что он ро­бе­ет?

Ар­ка­дий кач­нул го­ло­вою, как будто он сам не робел.

— Уди­ви­тель­ное дело, — про­дол­жал Ба­за­ров, — эти ста­рень­кие ро­ман­ти­ки! Разо­вьют в себе нерв­ную си­сте­му до раз­дра­же­ния... ну, рав­но­ве­сие и на­ру­ше­но. Од­на­ко про­щай! В моей ком­на­те ан­глий­ский ру­ко­мой­ник, а дверь не за­пи­ра­ет­ся. Все-⁠таки это по­ощ­рять надо — ан­глий­ские ру­ко­мой­ни­ки, то есть про­гресс!

Ба­за­ров ушел, а Ар­ка­ди­ем овла­де­ло ра­дост­ное чув­ство. Слад­ко за­сы­пать в ро­ди­мом доме, на зна­ко­мой по­сте­ле, под оде­я­лом, над ко­то­рым тру­ди­лись лю­би­мые руки, быть может руки ня­нюш­ки, те лас­ко­вые, доб­рые и не­уто­ми­мые руки. Ар­ка­дий вспом­нил Его­ров­ну, и вздох­нул, и по­же­лал ей цар­ствия не­бес­но­го... О себе он не мо­лил­ся.

И он и Ба­за­ров за­сну­ли скоро, но дру­гие лица в доме долго еще не спали. Воз­вра­ще­ние сына взвол­но­ва­ло Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча. Он лег в по­стель, но не за­га­сил свеч­ки и, под­пер­ши рукою го­ло­ву, думал дол­гие думы. Брат его сидел да­ле­ко за пол­ночь в своем ка­би­не­те, на ши­ро­ком гамбсо­вом крес­ле, перед ка­ми­ном, в ко­то­ром слабо тлел ка­мен­ный уголь. Павел Пет­ро­вич не раз­дел­ся, толь­ко ки­тай­ские крас­ные туфли без зад­ков сме­ни­ли на его ногах ла­ко­вые по­лу­са­пож­ки. Он дер­жал в руках по­след­ний нумер Galignani, но он не читал; он гля­дел при­сталь­но в камин, где, то за­ми­рая, то вспы­хи­вая, вздра­ги­ва­ло го­лу­бо­ва­тое пламя... Бог знает, где бро­ди­ли его мысли, но не в одном толь­ко про­шед­шем бро­ди­ли они: вы­ра­же­ние его лица было со­сре­до­то­чен­но и угрю­мо, чего не бы­ва­ет, когда че­ло­век занят од­ни­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми.

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми лич­но­сти. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

A)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Ар­ка­дий Кир­са­нов

B)  Павел Кир­са­нов

КА­ЧЕ­СТВА ЛИЧ­НО­СТИ

1)  теп­ло­та и за­бо­та

2)  со­слов­ное вы­со­ко­ме­рие

3)  от­кры­тость и вос­тор­жен­ность

4)  гру­бость и рез­кость в оцен­ках

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

А—4: Ев­ге­ний Ба­за­ров  — гру­бость и рез­кость в оцен­ках. Ба­за­ров Ев­ге­ний Ва­си­лье­вич  — раз­но­чи­нец, сту­дент-медик, «ни­ги­лист». Это дерз­кий, ци­нич­ный, силь­ный че­ло­век. Он уве­рен в право­те своих идей, не при­зна­ет дру­гих мне­ний, идет на­про­лом.

Б—3: Ар­ка­дий Кир­са­нов  — от­кры­тость и вос­тор­жен­ность. Кир­са­нов Ар­ка­дий Ни­ко­ла­е­вич (АК)  — мо­ло­дой дво­ря­нин, при­я­тель и уче­ник Ба­за­ро­ва, но, в от­ли­чие от Ба­за­ро­ва, его увле­че­ние ни­ги­лиз­мом по­верх­ност­но. АК при­вле­ка­ют в этом уче­нии ощу­ще­ние сво­бо­ды, не­за­ви­си­мость от тра­ди­ций и ав­то­ри­те­тов, право на са­мо­уве­рен­ность и дер­зость. Герой не за­ду­мы­ва­ет­ся над сутью «ни­ги­лиз­ма». Кроме того, АК доб­ро­ду­шен, бес­хит­ро­стен, прост и очень при­вя­зан к дво­рян­ским цен­но­стям, об­ра­зу жизни и т. д.

В—2: Павел Кир­са­нов  — со­слов­ное вы­со­ко­ме­рие. Кир­са­нов Павел Пет­ро­вич (ПП)  — дядя Ар­ка­дия Кир­са­но­ва, ари­сто­крат, при­дер­жи­ва­ет­ся ли­бе­раль­ных взгля­дов. Прин­ци­пы ПП  — это уме­рен­ный ли­бе­ра­лизм, вклю­ча­ю­щий в себя при­зна­ние по­ли­ти­че­ских сво­бод, кон­сти­ту­ции, ари­сто­кра­тизм в со­еди­не­нии с ан­гло­ма­ни­ей, по­кло­не­ние кра­со­те, ис­кус­ству.

 

Ответ: 432.


Аналоги к заданию № 3: 10695 Все

1
Тип 1 № 650
i

По­зи­ция Ба­за­ро­ва по от­но­ше­нию к «ста­рень­ким ро­ман­ти­кам» от­ра­жа­ет опре­де­лен­ную си­сте­му ма­те­ри­а­ли­сти­че­ских взгля­дов, ис­по­ве­ду­е­мых «но­вы­ми лю­дь­ми». Как она на­зы­ва­лась?


2
Тип 3 № 5952
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

За внеш­ни­ми про­яв­ле­ни­я­ми ге­ро­ев про­гля­ды­ва­ет их внут­рен­нее со­сто­я­ние. Это и есть _______. До­сти­га­ет­ся он с по­мо­щью раз­лич­ных приёмов, одним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся опи­са­ние мель­чай­ших по­дроб­но­стей  — _______.


3
Тип 4 № 8345
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Чем объ­яс­ня­ет­ся ба­за­ров­ская иро­ния по от­но­ше­нию к пред­ста­ви­те­лям стар­ше­го по­ко­ле­ния?

2.  Кри­тик и пуб­ли­цист В. П. Бу­ре­нин, раз­мыш­ляя над во­про­сом об идей­ном за­мыс­ле ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, писал: «Тур­ге­нев разъ­яс­нил жи­вы­ми об­ра­за­ми «отцов» и «детей» сущ­ность той жиз­нен­ной борь­бы между от­жи­ва­ю­щим пе­ри­о­дом кре­пост­но­го бар­ства и новым пре­об­ра­зо­ва­тель­ным пе­ри­о­дом...» Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


4
Тип 5 № 9105
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те кон­фликт отцов и детей у Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 ... Все


5

Ука­жи­те на­зва­ние ли­те­ра­тур­но­го на­прав­ле­ния, ко­то­рое до­стиг­ло сво­е­го рас­цве­та во вто­рой по­ло­ви­не XIX века и ярким об­раз­цом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся роман «Отцы и дети».


6
Тип Д7 № 654
i

За внеш­ни­ми про­яв­ле­ни­я­ми ге­ро­ев про­гля­ды­ва­ет их внут­рен­нее со­сто­я­ние («с из­лиш­нею раз­вяз­но­стью налил себе в ста­кан го­раз­до боль­ше вина, чем са­мо­му хо­те­лось»; «он не читал; он гля­дел при­сталь­но в камин, где, то за­ми­рая, то вспы­хи­вая, вздра­ги­ва­ло го­лу­бо­ва­тое пламя...»). Как на­зы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние внут­рен­ней жизни че­ло­ве­ка в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии?


7
Тип Д5 C2 № 660
i

Чем объ­яс­ня­ет­ся ба­за­ров­ская иро­ния по от­но­ше­нию к пред­ста­ви­те­лям стар­ше­го по­ко­ле­ния?


8
Тип Д6 C1 № 661
i

Кто из оте­че­ствен­ных пи­са­те­лей об­ра­щал­ся к теме отцов и детей и в чем их по­зи­ция со­звуч­на про­бле­ма­ти­ке тур­ге­нев­ско­го ро­ма­на?