Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 9109
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

— Вот как мы с тобой, — го­во­рил в тот же день после обеда Ни­ко­лай Пет­ро­вич сво­е­му брату, сидя у него в ка­би­не­те, — в от­став­ные люди по­па­ли, пе­сен­ка наша спета. Что ж? Может быть, Ба­за­ров и прав; но мне, при­зна­юсь, одно боль­но: я на­де­ял­ся имен­но те­перь тесно и дру­же­ски сой­тись с Ар­ка­ди­ем, а вы­хо­дит, что я остал­ся на­за­ди, он ушёл вперёд, и по­нять мы друг друга не можем.

— Да по­че­му он ушёл вперёд? И чем он от нас так уж очень от­ли­ча­ет­ся? — с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул Павел Пет­ро­вич. — Это всё ему в го­ло­ву си­ньор этот вбил, ни­ги­лист этот. Не­на­ви­жу я этого ле­ка­риш­ку; по-⁠моему, он про­сто шар­ла­тан; я уве­рен, что со всеми сво­и­ми ля­гуш­ка­ми он и в фи­зи­ке не­да­ле­ко ушёл.

— Нет, брат, ты этого не го­во­ри: Ба­за­ров умён и знающ.

— И са­мо­лю­бие какое про­тив­ное, — пе­ре­бил опять Павел Пет­ро­вич.

— Да, — за­ме­тил Ни­ко­лай Пет­ро­вич, — он са­мо­лю­бив. Но без этого, видно, нель­зя; толь­ко вот чего я в толк не возь­му. Ка­жет­ся, я всё делаю, чтобы не от­стать от века: кре­стьян устро­ил, ферму завел, так что даже меня во всей гу­бер­нии крас­ным ве­ли­ча­ют; читаю, учусь, во­об­ще ста­ра­юсь стать в уро­вень с со­вре­мен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, — а они го­во­рят, что пе­сен­ка моя спета. Да что, брат, я сам на­чи­наю ду­мать, что она точно спета.

— Это по­че­му?

— А вот по­че­му. Се­год­ня я сижу да читаю Пуш­ки­на... пом­нит­ся, «Цы­га­не» мне по­па­лись... Вдруг Ар­ка­дий под­хо­дит ко мне и молча, с эта­ким лас­ко­вым со­жа­ле­ни­ем на лице, ти­хонь­ко, как у ребёнка, отнял у меня книгу и по­ло­жил пе­ре­до мной дру­гую, не­мец­кую... улыб­нул­ся, и ушёл, и Пуш­ки­на унёс.

— Вот как! Какую же он книгу тебе дал?

— Вот эту.

И Ни­ко­лай Пет­ро­вич вынул из зад­не­го кар­ма­на сюр­ту­ка пре­сло­ву­тую бро­шю­ру Бюх­не­ра, де­вя­то­го из­да­ния. Павел Пет­ро­вич по­вер­тел её в руках.

— Гм! — про­мы­чал он. — Ар­ка­дий Ни­ко­ла­е­вич за­бо­тит­ся о твоём вос­пи­та­нии. Что ж, ты про­бо­вал чи­тать?

— Про­бо­вал.

— Ну и что же?

— Либо я глуп, либо это всё — вздор. Долж­но быть, я глуп.

— Да ты по-⁠не­мец­ки не забыл? — спро­сил Павел Пет­ро­вич.

— Я по-⁠не­мец­ки по­ни­маю.

Павел Пет­ро­вич опять по­вер­тел книгу в руках и ис­под­ло­бья взгля­нул на брата. Оба по­мол­ча­ли.

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те кон­фликт отцов и детей у Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Про­из­ве­де­ни­ем, в ко­то­ром по­ка­зан кон­фликт отцов и детей, яв­ля­ет­ся пьеса Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». Так же как и в «Отцах и детях», Гри­бо­едов по­ка­зы­ва­ет рож­де­ние со­ци­аль­но­го кон­флик­та из кон­флик­та бы­то­во­го. Отцы в лице Павла Пет­ро­ви­ча Кир­са­но­ва и Фа­му­со­ва на­прочь от­ка­зы­ва­ют­ся все­рьез вос­при­ни­мать детей. Они тор­мо­зят про­гресс. Вот по­че­му бы­то­вой кон­фликт пе­ре­рас­та­ет в со­ци­аль­ный. Оба ав­то­ра стре­мят­ся по­ка­зать чи­та­те­лю, что кон­фликт по­ко­ле­ний не­из­бе­жен.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Если по кри­те­рию К1 вы­став­ле­но 0 бал­лов, то за­да­ние счи­та­ет­ся не­вы­пол­нен­ным и по кри­те­ри­ям К2 и К3 ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов.

Если по кри­те­рию К2 вы­став­ле­но 0 бал­лов или 1 балл, то по кри­те­рию К3 ответ оце­ни­ва­ет­ся  0 бал­лов.

По всем кри­те­ри­ям оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 10 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов, если

—  не на­зва­но вы­бран­ное сти­хо­тво­ре­ние и не ука­зан его автор,

—  про­ана­ли­зи­ро­ва­но про­из­ве­де­ние того же ав­то­ра, ко­то­ро­му при­над­ле­жит пред­ло­жен­ный текст, ИЛИ не­опуб­ли­ко­ван­ное про­из­ве­де­ние, ИЛИ текст рэпа, песни поп-му­зы­кан­та, иное про­из­ве­де­ние со спор­ной при­над­леж­но­стью к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре.

 

Кри­те­рииБаллы
К1.  Ука­за­ние сход­ства/раз­ли­чия
Сфор­му­ли­ро­ва­но утвер­жде­ние, в ко­то­ром верно ука­за­но сход­ство/раз­ли­чие про­из­ве­де­ний в со­от­вет­ствии с за­дан­ным на­прав­ле­ни­ем со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за1, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на1
Сход­ство/раз­ли­чие про­из­ве­де­ний не ука­за­но или ука­за­но не в со­от­вет­ствии с за­дан­ным на­прав­ле­ни­ем со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за2,

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го или двух про­из­ве­де­ний

0
К2.  При­вле­че­ние тек­стов про­из­ве­де­ний при со­по­став­ле­нии
Тре­бо­ва­ния к от­ве­ту (учи­ты­ва­ют­ся по кри­те­рию К2)

1.  При­ве­де­но из каж­до­го про­из­ве­де­ния ми­ни­мум по од­но­му при­ме­ру, под­креп­ля­ю­ще­му утвер­жде­ние.

2.  По­яс­не­но, как каж­дый при­ведённый при­мер под­креп­ля­ет утвер­жде­ние.

Ука­за­ния по оце­ни­ва­нию от­ве­та на за­да­ние 10 по кри­те­рию К2

Если в от­ве­те на за­да­ние 10 не на­зва­но вы­бран­ное сти­хо­тво­ре­ние или не ука­зан его автор, то по кри­те­рию К2 вы­став­ля­ет­ся не более 1 балла.

Пол­но­стью вы­пол­не­ны тре­бо­ва­ния 1 и 2, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
Пол­но­стью вы­пол­не­но тре­бо­ва­ние 1 и ча­стич­но  — тре­бо­ва­ние 2: при­ве­де­ны при­ме­ры из двух про­из­ве­де­ний, дано по­яс­не­ние к од­но­му из при­ме­ров, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют3
Пол­но­стью вы­пол­не­но толь­ко тре­бо­ва­ние 1, а тре­бо­ва­ние 2 не вы­пол­не­но: при­ме­ры из двух про­из­ве­де­ний при­ве­де­ны, но не дано по­яс­не­ние ни к од­но­му из при­ме­ров,

ИЛИ ча­стич­но вы­пол­не­ны тре­бо­ва­ния 1 и 2: при­ведён при­мер из од­но­го про­из­ве­де­ния, дано по­яс­не­ние к нему,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

2
Ча­стич­но вы­пол­не­но тре­бо­ва­ние 1, а тре­бо­ва­ние 2 не вы­пол­не­но: при­ведён при­мер из од­но­го про­из­ве­де­ния, но по­яс­не­ние к нему не дано,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
Тре­бо­ва­ние 1 не вы­пол­не­но: не при­ве­де­но ни од­но­го при­ме­ра, под­креп­ля­ю­ще­го утвер­жде­ние,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
К3.  Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки (далее  — ошиб­ки)2
До­пу­ще­на одна ошиб­ка лю­бо­го вида1
Сум­мар­но до­пу­ще­но две или более любые ошиб­ки0
Мак­си­маль­ный балл  — 7

 

__________________________

1На­прав­ле­ние со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за за­да­но в фор­му­ли­ров­ке за­да­ния: ука­за­ны объ­ек­ты со­по­став­ле­ния, дана уста­нов­ка на вы­яв­ле­ние сход­ства или раз­ли­чия про­из­ве­де­ний.

2Не­со­от­вет­ствие за­дан­но­му на­прав­ле­нию со­по­ста­ви­тель­но­го ана­ли­за может про­яв­лять­ся по-раз­но­му. На­при­мер, со­по­став­ле­ны не те объ­ек­ты, ко­то­рые ука­за­ны в за­да­нии; вы­яв­ле­ны толь­ко раз­ли­чия, а за­да­ние тре­бо­ва­ло вы­явить сход­ство, или вы­яв­ле­но толь­ко сход­ство вме­сто тре­бу­е­мых раз­ли­чий.


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 ... Все

1
Тип 1 № 1898
i

Ука­жи­те жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети».


2
Тип 2 № 1901
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Отцов и детей» и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таб­ли­це.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

А)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Павел Пет­ро­вич

В)  Ни­ко­лай Пет­ро­вич

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1)  иг­ра­ет на ви­о­лон­че­ли

2)  устра­и­ва­ет бал в го­ро­де ***

3)  ис­сле­ду­ет живую при­ро­ду

4)  об­ща­ясь с му­жи­ка­ми, ню­ха­ет оде­ко­лон

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Аналоги к заданию № 1901: 9107 Все


3
Тип 3 № 5909
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

В ро­ма­не «Отцы и дети» автор при­бе­га­ет к _________________ для изоб­ра­же­ния внут­рен­ней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жей, в том числе  — с по­мо­щью внеш­них «под­ска­зок»: «с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул», «пе­ре­бил опять», «ис­под­ло­бья взгля­нул», ха­рак­те­ри­зуя по­ве­де­ние ге­ро­ев во время __________.


4
Тип 4 № 8295
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Что в дан­ном эпи­зо­де внут­рен­не объ­еди­ня­ет Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча с Пав­лом Пет­ро­ви­чем и в чём они раз­лич­ны?

2.  Кри­тик Д. И. Пи­са­рев, раз­мыш­ляя над во­про­сом об идей­ном за­мыс­ле ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети» писал: «...Роман этот, оче­вид­но, со­став­ля­ет во­прос и вызов, об­ра­щен­ный к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию стар­шею ча­стью об­ще­ства... Тур­ге­нев... об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию и гром­ко пред­ла­га­ет ему во­прос: «Что вы за люди?» Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


5
Тип Д1 № 1899
i

На­зо­ви­те фа­ми­лию, ко­то­рую носят Ар­ка­дий, Ни­ко­лай Пет­ро­вич и Павел Пет­ро­вич.


6
Тип Д7 № 1904
i

Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся изоб­ра­же­ние внут­рен­ней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жей, в том числе  — с по­мо­щью внеш­них «под­ска­зок» («с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул», «пе­ре­бил опять», «ис­под­ло­бья взгля­нул»).


7
Тип Д5 C2 № 1910
i

Что в дан­ном эпи­зо­де внут­рен­не объ­еди­ня­ет Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча с Пав­лом Пет­ро­ви­чем и в чём они раз­лич­ны?


8
Тип Д6 C1 № 1911
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «От­ца­ми и детьми»?


Аналоги к заданию № 14: 1911 Все